Один из факторов, влияющих на социальное развитие страны в долгосрочной перспективе, — это эффективность системы образования на всех ее уровнях, начиная со школьного. Изучением этого направления в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» занимается команда исследователей Института образования НИУ ВШЭ. В 2022 году сотрудницы Центра общего и дополнительного образования имени Пинского Юлия Керша, Юлия Мельник и Мария Новикова использовали пока что редкий в российской практике инструмент — мета-анализ — для выявления наиболее перспективных мер, направленных на повышение образовательных результатов школьников.
Новости
Человеческий капитал, то есть способности и навыки работников, влияющие на их производительность, — важная составляющая экономического роста. Многие аспекты человеческого капитала сложно измерить, притом что на его накопление влияет и сам экономический рост. Это затрудняет оценку как человеческого капитала, так и его вклада в рост экономики. Однако проводить оценку важно, и за эту непростую задачу взялись исследователи Высшей школы экономики.
Школьные педагоги-психологи оценили методы работы с детьми, которые считаются в школах неуспевающими. Самым эффективным способом назвали игры-тренинги, менее действенны лектории с родителями и учителями и профилактические беседы.
Эксперты Вышки исследовали проблематику государственной устойчивости и основные подходы к ее изучению. Результаты этой работы опубликованы в докладе «Проблемы устойчивости и эффективности современных государств в сравнительной перспективе» Издательского дома НИУ ВШЭ.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России, по данным на 2020 год, составила 71,5 года — это меньше, чем в среднем по миру. Причем у среднестатистической женщины с Чукотки или мужчины из Тувы этот показатель на 10-11 лет ниже, чем у москвичей, петербуржцев или жителей Кавказа. Почему разброс между российскими регионами так велик и что на это влияет, разбираются экономисты из ВШЭ.
Люди старшего поколения нередко сталкиваются с необходимостью подстраиваться под новые требования рынка труда, вплоть до освоения новых профессий. Дольше сохранять продуктивность и конкурентоспособность нужно и в связи с увеличением пенсионного возраста. Такие задачи можно решать с помощью специальных учебных программ — экономисты и социологи из Вышки помогают найти для этого более эффективные механизмы.
16 февраля прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» НИУ ВШЭ на тему «Противодействие санкциям и адаптация к санкционному режиму. Опыт Ирана». Основной доклад представил сотрудник института «Центр развития» НИУ ВШЭ Игорь Сафонов. Эта дискуссия стала четвертой встречей в серии «Долгосрочное социально-экономическое развитие в условиях изоляции, санкций и внешних шоков» под модерацией Ильи Воскобойникова.
Необычный формат работы опробовали исследователи Высшей школы экономики — онлайн-фестиваль «Детство и среда обучения», предназначенный для широкой публики. Эксперты Института образования НИУ ВШЭ в своих докладах подняли темы, которые волнуют многих родителей.
Исследователи Вышки систематизировали опыт оценки образовательных интервенций на постсоветском пространстве с 1992 года до наших дней.
Исследователи Вышки изучили «появляющуюся взрослость» и особенности её формирования в России.