Причины неуспешности у школьников и методы работы с ней — взгляд педагогов-психологов
С 2022 года в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» НИУ ВШЭ запущено специальное «Лонгитюдное исследование факторов, влияющих на школьную неуспешность». Оно включает обследование 5,5 тысяч учащихся, а также их родителей, учителей, педагогов-психологов и опирается на методы количественных опросов, интервью и тестирование функциональной грамотности. Респонденты представляют 42 школы из девяти муниципальных образований Нижегородской области.
Анализ собранных данных, проведенный под руководством Сергея Косарецкого, дает представление о профессиональной реализации учителей и педагогов-психологов, а также о жизненных возможностях школьников. Эти результаты применимы в системе управления образованием и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, при организации работы психологических служб. Особенно актуальны они могут быть в образовательных проектах, направленных на профилактику и коррекцию трудностей в обучении, на модернизацию системы подготовки педагогов, на поддержку школ с низкими результатами.
Материалы первого года реализации лонгитюда показали: по мнению педагогов-психологов, ученик становится неуспешным, если его трудности в школе не были выявлены вовремя. Они приняли затяжной характер и стали причиной негативных последствий. В итоге ребенок не хочет учиться, не справляется с заданиями, не соответствует требованиям школы, не участвует в конкурсах и секциях, эмоционально неблагополучен, у него есть трудности с социализацией и саморегуляцей. Для таких детей характерны нарушения внимания, памяти и работоспособности, неусидчивость или уход в себя, постоянный высокий уровень тревоги, страхи, неврозы, неуверенность в себе, пессимизм.
Чаще всего, по оценке педагогов-психологов, неуспешность проявляется в средней школе. В этот период требования к детям ужесточаются, а сами они входят в пик подросткового кризиса, у них меняются отношения с родителями, акцент смещается на поиск своего места среди сверстников. Именно в этом возрасте подростки ищут себя, а порой и родители не понимают, что с ними делать, как им помочь.
Причин низкой успеваемости много, часто они выступают в комплексе:
- состояние здоровья;
- личные качества и слабые способности, иногда отсутствие самостоятельности, целеустремленности, настойчивости;
- отсутствие интереса (проблемы мотивации, например неправильно сформировавшееся отношение к учению);
- высокая нагрузка (много дополнительных занятий), которая не позволяет ребенку справиться с учебными нагрузками;
- отсутствие внимания со стороны родителей;
- качество педагогических кадров и психологический климат в классе.
Для большинства опрошенных педагогов-психологов работа с неуспешными школьниками не является первостепенной. К ней подключаются только в особых случаях, по запросу учителя или родителей.
«Те педагоги-психологи, которые считают работу со школьной неуспешностью ведущим направлением своей деятельности, отмечают особую значимость профилактики школьной неуспешности и начинают работать в этом направлении еще до прихода детей в школу (диагностика готовности к обучению, консультирование родителей); работают с родителями ребенка. Для того чтобы был получен желанный результат, необходимо, чтобы с ребенком постоянно проводилась работа, как в школе, так и дома», — указывают исследователи.