Трансформация человеческого капитала в экономический рост: новые инструменты для измерения

В 2022 году междисциплинарная команда исследователей, в которую вошли экономисты и филологи из ВШЭ, разработала новые инструменты для измерения эффектов трансформации человеческого капитала руководящих сотрудников компаний в экономический рост. Предложенный метод включает расчет индекса человеческого капитала для советов директоров крупных компаний, а также оценку поведенческих характеристик руководителей — на основе текстового анализа материалов их интервью и других публикаций.

Трансформация человеческого капитала в экономический рост: новые инструменты для измерения

Unsplash

Результаты этой работы были представлены на научном семинаре стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» 30 марта 2023 года. На семинаре выступили руководитель исследовательского коллектива, глава Школы финансов факультета экономических наук Ирина Ивашковская, а также ведущий научный сотрудник Школы филологических наук факультета гуманитарных наук Валерий Шульгинов . К обсуждению подключились и представители бизнеса — они высказали свои идеи о том, как более эффективно применять разработанную методику на практике.

Влияние человеческого капитала — поиск новых инструментов

Качество человеческого капитала влияет на результаты деятельности компаний: доходность капитала, рыночную капитализацию, будущую совокупную доходность акций. Однако на данный момент в мировой практике нет консенсуса по единому измерителю, который позволил бы учесть все ключевые компоненты человеческого капитала для количественной оценки такого влияния. Решение подобных прикладных задач в разных экономических контекстах требует новых инструментов — и их созданием занялись в Вышке.

В своей работе исследователи предлагают оценивать человеческий капитал топ-менеджмента и членов советов директоров (CEO) в контексте их поведенческих стилей.

Предложенный пилотный вариант индекса человеческого капитала для советов директоров включает оценку его широты и глубины. Широта человеческого капитала выражается через характеристики образования и возрастной диверсификации его членов, а глубина — через профессиональный опыт и разнообразие их профессиональных и социальных связей.

Поведенческие стили определяются в ходе анализа текстов, опубликованных от имени конкретных топ-менеджеров. Для выявления тональности материалов (позитивной, негативной, нейтральной или неопределенной) и их модальности (по степени уверенности говорящего) используется лексический анализ с опорой на специально разработанные в ВШЭ тематические словари на русском языке. Такая методика позволяет провести оценку поведенческих характеристик генеральных директоров российских компаний на национальных материалах для компаний разных отраслей и выявить противоположные поведенческие типы: позитивных лидеров и генераторов поведенческих аномалий, вытекающих из нерациональных решений.

Подробное описание методики исследования можно найти в развернутой аннотации доклада по ссылке:

Человеческий капитал руководства компаний. Новые инструменты измерения эффектов трансформации в экономический рост (PDF, 153 Кб) 

Оценка и предложения бизнес-экспертов

К обсуждению результатов проекта подключились представители бизнеса — они предложили свое видение того, как на практике можно применять разработки ученых.

Партнер департамента налогов, права и сопровождения бизнеса группы компаний Б1 Екатерина Ухова предложила использовать более обширный корпус текстов. Интервью топ-менеджеров, как правило, проходят строгую проверку пресс-службы и могут не отражать речевых стилей руководителей. Чтобы снять это противоречие, имеет смысл спуститься на уровень компании целиком — например, обратиться к материалам внутренних сетей или рабочих чатов. Это позволит выявить более широкий спектр характеристик и сформировать портреты работников компании. Такая экспертиза может быть востребована на рынке, уверена Екатерина Ухова.

Управляющий партнер KFR Group Антон Стороженко отметил крайнюю актуальность темы. По его словам, современному обществу еще предстоит найти ответ на вопрос, что же такое человеческий капитал, и можно справедливо гордиться тем, что подобной проблемой занимается российский вуз. Антон Стороженко предложил исследователям перейти от СЕО и советов директоров, как минимум, «на ступеньку ниже» — на уровень директорского корпуса и претендентов на такие должности. Основная проблема всех компаний в мире, по его словам, — это подготовка преемников, и ни у кого нет хорошей модели оценки потенциальных претендентов на такие позиции.

Ирина Ивашковская в ответ сообщила, что команда исследователей ставит перед собой задачу уйти на этот уровень «минус один», и для ее решения будут вводиться новые метрики.