Как длина отпуска по уходу за ребенком влияет на занятость женщин и рождаемость?

Ученые Вышки обобщили результаты эмпирических исследований, направленных на оценку связи между длительностью отпусков по уходу за ребенком, занятостью женщин и рождаемостью. Удлинение отпусков приводит к снижению экономической активности и занятости женщин в краткосрочной перспективе, но эти показатели восстанавливаются или даже растут на длинном горизонте наблюдений при условии развития сферы услуг по присмотру и уходу за детьми. Показатели рождаемости в ответ на такие изменения растут сразу после проведения реформ, но в дальнейшем могут снижаться. В основе таких выводов — результаты работ, опубликованных с 80-х годов прошлого века в развитых странах: США, Канаде, Германии, Австрии, Великобритании, Японии, Норвегии, Австралии, Польше и России. Отпуска по уходу за ребенком в них появились достаточно давно, а правила их предоставления неоднократно пересматривались.

Как длина отпуска по уходу за ребенком влияет на занятость женщин и рождаемость?

Unsplash

Обзор исследований, основанных на анализе количественных данных, показывает: введение отпусков по уходу или увеличение их длины в кратко- и среднесрочной перспективе приводит к удлинению перерывов в занятости и общему снижению вовлеченности женщин в рынок труда. В то же время в долгосрочной перспективе может наблюдаться противоположный эффект. При этом положительное влияние на уровень занятости обнаруживается в тех странах, где развиты ее нестандартные формы, прежде всего частичная занятость, и сфера услуг по уходу за детьми — группы кратковременного пребывания, ясли и детские сады. Если эти факторы отсутствуют, длительные отпуска могут повышать уровень безработицы и экономической неактивности женщин.

Опыт разных стран

В Германии серия реформ в 1979–1993 годах привела к снижению вероятности возвращения женщин на работу до окончания отпуска на 5,8–30,5 процентных пункта. Наибольший эффект наблюдался после первых реформ, когда оплачиваемый отпуск увеличили с 8 недель до 6 месяцев, а затем — до 10 месяцев. Последующее продление до 1,5 и 2 лет оказало меньший эффект.

В Австрии в 1990 году оплачиваемый отпуск вырос с 1 года до 2 лет. Это привело к уменьшению числа женщин, вернувшихся на работу в течение первых трех лет жизни ребенка — на 10 человек из 100. Среднее время пребывания в отпуске по уходу за ребенком при этом увеличилось на 7,8 месяцев. В 1996 году длительность отпуска сократили до 1,5 лет, и число женщин, вернувшихся на работу, увеличилось на 5 человек из 100, а среднее время нахождения в отпуске сократилось на 3,4 месяца. Когда в 2000 году отпуск снова увеличили (на этот раз до 2,5 лет), матери стали оставаться дома с детьми в среднем на 3 месяца дольше.

Меньшее влияние на вероятность выхода женщин на работу оказали реформы по увеличению отпусков в США, Канаде и Австралии. В этих странах отпуска относительно короткие, причем в США и Канаде они неоплачиваемые.

В Чехии и Колумбии увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, судя по данным исследований, повысило вероятность безработицы и экономической неактивности женщин, а также вероятность неформальной занятости и самозанятости. А в Великобритании расширение прав женщин на получение отпусков (оплачиваемых и неоплачиваемых) способствовало росту занятости. То есть в разных странах наблюдаются противоположные эффекты — именно из-за влияния других социальных факторов. В Великобритании параллельно развивалась сфера услуг по уходу за детьми, а также были введены налоговые стимулы для частичной занятости.

Влияние длительности отпусков по уходу на рождаемость

Анализ исследований показывает, что в краткосрочной перспективе показатели рождаемости повышаются после удлинения отпусков по уходу за ребенком. Однако влияние подобных реформ на будущую динамику рождаемости менее очевидно.

Введение оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком в Квебеке и некоторые другие реформы, направленные на поддержку семей с детьми, привели к росту уровня коэффициента рождаемости на 1,72%. Масштабная реформа отпусков в СССР в 1981 году привела к росту коэффициентов рождаемости на 8,2% в первые 12 месяцев после реформы, а в терминах абсолютных показателей общий эффект реформы оценивается в 5 млн рождений.

Однако результаты исследований, разделяющих эффекты увеличения длительности отпусков по уходу за ребенком для текущих (current-child effect) и будущих (future-child effect) рождений, достаточно противоречивы. Например, изменение правил назначения пособия по уходу за ребенком в Германии хотя и привело к росту общего уровня рождаемости, но, по всей видимости, отрицательно повлияло на вероятность последующих рождений — по крайней мере, в первые три года после рождения первого ребенка. А в Австрии увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска с одного года до двух лет в 1990 году привело к росту уровня рождаемости и для текущих, и для будущих рождений, причем для последних эффект оказался сильнее. Увеличение длительности оплачиваемых отпусков в России в 1990-е годы также привело к росту вероятности рождений следующих (вторых) детей.

При этом во многих исследованиях показана связь наблюдаемых эффектов с уровнем образования, размером зарплаты и возрастом женщины. Так, например, в России и Австрии увеличение отпусков сильнее повлияло на рождаемость среди женщин с низкой заработной платой — то есть с высоким коэффициентом замещения зарплаты пособием.

Вместе с повышением уровня рождаемости увеличение длительности оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком, вероятно, приводит к удлинению интервалов между рождениями. В Германии изменение правил назначения пособия по уходу за ребенком в 2007 году привело к увеличению охвата женщин оплачиваемыми отпусками и одновременно — к увеличению периода между рождениями детей на 0,7 месяца в течение первых четырех лет после реформы. А пакет реформ 1990-х годов в России спровоцировал удлинение интервала между рождениями на 4,2 месяца в первый год после введения изменений, — отмечает один из авторов обзора Анна Червякова.

Представленный обзор подготовлен в рамках создания цифрового банка инструментов и решений доказательной политики, демоверсию которого в НИУ ВШЭ планируют запустить к 2025 году. Этот цифровой банк станет одним из результатов стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста». В нем будут собраны материалы по различным мерам социальной политики и описаны доказанные эффекты от их введения в разных экономических условиях. К экспертизе мирового и российского опыта реализации программ в ключевых сферах социальной и экономической политики с 2022 года подключились Институт социальной политики, Институт образования, Институт «Центр развития», Экспертный институт и другие подразделения университета.