Цифровой банк инструментов и решений доказательной политики
Цель
Создание открытого банка научно обоснованных инструментов доказательной политики и прикладных рекомендаций для поддержки управленческих решений с целью балансировки социальной устойчивости с ускорением темпов экономического роста, в том числе в условиях неопределенности
Задачи
• Адаптировать концепции инклюзивного экономического роста и доказательной политики к российским условиям
• Составить каталог критериев по оценке мер социально-экономической политики с позиций доказательного подхода, разработать механизм валидации кейсов для размещения в банке решений
• Создать открытую цифровую библиотеку аналитических материалов, обзоров и валидированных решений в области социальной политики и политики содействия инклюзивному экономическому росту
Координатор проекта
Овчарова Лилия Николаевна, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ г. Москва
Мониторинг и сценарное прогнозирование рынка труда
Цель
Формирование национальной научной школы мониторинга и прогнозирования рынка труда
Задачи
• Разработка концепции системы мониторинга и прогнозирования рынка труда
• Создание открытой цифровой платформы мониторинга и прогнозирования рынка труда на федеральном, региональном и отраслевом уровнях
Координатор проекта
Рощин Сергей Юрьевич, заведующий Лабораторией исследований рынка труда
Экспертно-аналитический центр по продвижению корпоративных моделей развития на основе ESG критериев
Цель
Создание крупнейшего экспертно-аналитического хаба для продвижения корпоративных моделей развития на основе ESG критериев
Задачи
• Анализ и систематизация лучших ESG практик в различных секторах экономики
• Регулярный мониторинг российских и международных ESG программ и практик
• Запуск онлайн-платформы ESG Corporate Navigator
• Разработка и запуск образовательных программ и образовательных модулей в области устойчивого развития
Координатор проекта
Веселова Анна Сергеевна, директор Центра управления устойчивым развитием компаний Высшей школы бизнеса
Информационная экосистема «Жизненный выбор»
Цель
Запуск системы эмпирических исследований, позволяющих определить приоритеты жизненного выбора российских семей и идентифицировать практики их достижения
Задачи
• Определение методологической рамки изучения жизненного выбора, в том числе в условиях неопределенности, с опорой на наработки в области социологических, экономических, психологических и демографических исследований
• Разработка и проведение междисциплинарных эмпирических исследований по вопросам жизненного выбора
Координатор проекта
Бирюкова Светлана Сергеевна, ведущий научный сотрудник Центра комплексных исследований социальной политики Института социальной политики
Проект обеспечивает:
- Создание инструментов доказательной социальной политики
- Повышение инклюзивности экономического роста
- Разработку политики содействия социальной устойчивости
Проект в цифрах
-
15+
Подразделений НИУ ВШЭ
-
20+
Публичных аналитических докладов
-
35+
Внешних партнеров
-
50+
Инструментов доказательной политики в открытом цифровом банке
Шаги развития
2022 г.
Образовательные программы и модули по устойчивому развитию
Междисциплинарная рамка для исследований жизненного выбора россиян
2023 г.
Концепция системы мониторинга и прогнозирования рынка труда
Прототип открытого банка инструментов доказательной социальной политики
2024 г.
Демо-доступ к цифровому банку данных инструментов доказательной политики
2025 г.
База эмпирических данных для исследования закономерностей и факторов, определяющих приоритеты жизненного выбора российских семей
Семинары проекта
-
19 марта | 16:00
Открытый семинар НИУ ВШЭ по образованию
Тема: «Лонгитюдное исследование факторов школьной неуспешности»
Руководители проекта
Овчарова Лилия Николаевна
Научный руководитель проекта
Комарова Екатерина Александровна
Административный руководитель проекта
Бирюкова Светлана Сергеевна
Координатор проекта
Лидеры проекта
Директор института «Центр развития»
Ведущий научный сотрудник Центра комплексных исследований социальной политики
Директор Центра управления устойчивым развитием компаний
Директор Центра исследований производительности
Заведующий Центром качественных исследований социальной политики
Заведующий научно-учебной Лабораторией корпоративных финансов, профессор факультета экономических наук
Заместитель директора Института образования
Директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Заведующий Международной лабораторией теории игр и принятия решений
Ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований имени Рональда Франклина Инглхарта
Заведующий Лабораторией исследований рынка труда
Академический руководитель образовательной программы "Управление бизнесом"
Заведующий Центром комплексных исследований социальной политики
Старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда
Аналитические доклады
Публикации проекта
-
Методические указания для подготовки курсового проекта «Практики устойчивого развития»
В условиях высокой турбулентности тема устойчивого развития приобретает особую актуальность как в бизнесе, так и в образовательной среде.
Курсовой проект «Практики устойчивого развития» реализуется на ряде магистерских программ Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в формате учебного практикума, в ходе которого студенты в группах решают задачи по тематике устойчивого развития, поставленные компаниями-заказчиками.
Методические указания знакомят студентов с теорией и практикой устойчивого развития, основными принципами организации курсовых работ и требованиями к их оформлению.
М.: Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ, 2023.
-
-
-
Индивидуальное и поколенческое будущее в нарративах петербургской молодежи
В фокусе статьи представления городской образованной молодежи Санкт-Петербурга об индивидуальном и поколенческом будущем. Опираясь на перспективы социологических подходов к взрослению и поколениям, проанализированы качественные интервью, собранные в 2020 и 2022 гг., с петербуржцами 19–25 лет. Исследование показало, что социально-политические события приводят к трансформации поколенческого нарратива. Дискурс яркого поколения, открытого будущему, сменяется гетерогенными типами интерпретации перспектив собственной жизни и поколения в целом. Было выделено три ключевых способа наррации, в рамках которых проживаемый опыт связывался с представлениями о жизненных перспективах: «отсутствующее будущее», «адаптивное будущее», «нормализованное будущее». Поскольку процесс формирования поколения не завершен, данное исследование скорее фиксирует точки динамических изменений и ставит новые вопросы, чем дает полные ответы.
Социологические исследования. 2023. № 7. С. 93-104.
-
-