Как измерить устойчивость и эффективность государства?
Устойчивые, или резильентные, государства успешно отвечают на внутренние и внешние риски и поддерживают при этом политическую стабильность, избегая сценариев с провалом, дезинтеграцией и распадом. Провал же связан с неспособностью выполнять базовые функции, отличающие государство от других форм территориальной организации. Концепт несостоявшегося государства возник в начале 1990-х годов. В организациях, ориентированных на миротворчество и гуманитарную помощь, получил распространение другой концепт — хрупкого государства. Ученые до сих пор спорят, какие именно государства считать состоявшимися, а какие — неустойчивыми. Некоторые исследователи выделяют различные типы провала государств, их примерами могут быть Сомали, СССР и социалистические республики Восточной Европы в преддверии распада социалистического блока, Эфиопия, Гаити, Уганда, Кот-д’Ивуар, Конго, Нигерия на определенных этапах современной истории.
Этим вопросам посвящен экспертный доклад «Проблемы устойчивости и эффективности современных государств в сравнительной перспективе», опубликованный в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста». Его авторы — Валерия Бабаян, Илья Горельский, Екатерина Кручинская, Денис Стукал, Андрей Ахременко, Михаил Миронюк и Андрей Мельвиль — обобщают опыт теоретических, методологических и эмпирических исследований проблематики государственной эффективности.
В докладе, в частности, исследуются факторы и причины неустойчивости и устойчивости, в том числе на макроуровне, методологические подходы к анализу эффективности государств, теоретические подходы к определению государственной состоятельности, а также методологические подходы к ее моделированию и измерению.
Денис Стукал
Современные исследования проблем государственной устойчивости и состоятельности носят не только теоретический, но и эмпирический характер и могут быть использованы в целях мониторинга социально-экономических и политических процессов, эмпирической диагностики ключевых вызовов социального, экономического и политического характера, а также при оценке результативности проводимых отраслевых политик. Иными словами, приложения изложенных в докладе подходов не менее многогранны, чем само понятие устойчивости государства. Этот материал предназначен для государственных служащих и экспертов в сфере государственного управления, а также для широкого круга исследователей, работающих в области социальных наук.