Стратегический проект
«Успех и самостоя­тельность человека в меняю­щемся мире»

Подписаться на дайджест


Проект открывает возможности:

  • Создавать новые социальные и технологические инструменты для расширения возможностей человека
  • Связывать созданные инструменты между собой и формировать комплекс институциональных решений для их распространения
  • Наблюдать и объяснять расширение возможностей индивидуального действия человека

Укрепление человека в меняющемся мире: вызовы, риски, возможности

Цель

Определить риски, возможности и границы укрепления человека с учетом изменений в окружающем мире

Результат

Определены философско-этические проблемы, социально-экономические, культурные и эмоциональные аспекты технологического «усиления» человека. Предложены сценарии для информирования полисимейкеров

Координатор проекта

Дмитрий Куракин, Центр социологии культуры, Институт образования НИУ ВШЭ г. Москва

Проактивное поведение и самостоятельность

Цель

Разработать теоретическую модель самостоятельности и практические инструменты ее развития в системе образования

Результат

Эмпирически подтвержденная модель самостоятельности внутри и вне формального образования с акцентом на институты поддержки предпринимательства

Координатор проекта

Павел Сорокин, руководитель Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ

Укрепление индивидуальной устойчивости и психологическое благополучие

Цель

Разработать теоретические модели и эмпирически верифицированные технологии развития возможностей мозга и психики для достижения жизненного успеха на разных уровнях функционирования субъекта

Результат

• Система профилактических мероприятий для поддержки человеком своего психологического благополучия, включающая цифровую библиотеку технологий саморазвития

• Методы оценки и развития критического мышления

Координатор проекта

Мария Чумакова, руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ

Укрепление здоровья

Цель

Обеспечить возможности персонального управления физическим состоянием человека за счет непрерывного мониторинга физиологических параметров организма

Результат

Программно-аппаратная платформа и прототипы неинвазивных сенсоров для измерения физиологических и биохимических параметров человека, способных определять биологический возраст, текущее состояние здоровья и выдавать рекомендации

Координатор проекта

Илья Иванов, академический руководитель программы «Интернет вещей и киберфизические системы»

Навыки и трудовая траектория

Цель

Разработать образовательные технологии и механизмы формирования навыков и установок, обеспечивающих индивидуальную образовательную и профессиональную успешность

Результат

Образовательные технологии и механизмы формирования навыков и установок, обеспечивающих индивидуальную образовательную и профессиональную успешность

Координатор проекта

Иван Груздев, руководитель Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ

Исследовательский проект

«Модели образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности»

Укрепление социальных связей

Цель

Разработать системы мер и инструментов, направленных на поддержку индивидуального успеха и рост общественной солидарности через укрепление и развитие конструктивных низовых социальных связей

Результат

Определены эффективные инструменты поддержки низовых инициатив взаимопомощи, социальных связей и гражданской активности

Координатор проекта

Василий Аникин, доцент Факультета социальных наук Департамента социологии

Проект в цифрах

  • 30+ 

    Инструментов для измерения и стимулирования успешности

  • 45+ 

    Докладов о достижениях в области human enhancement

  • 50+  

    Монографий и публикаций в высокорейтинговых журналах

  • 70+  

    Фундаментальных и прикладных исследований



Шаги развития

2023 г.

Запуск долгосрочных исследовательских программ и ежегодного мониторинга использования инструментов самостоятельного действия для повышения индивидуальной успешности

2026 г.

Прототипы инструментов для диагностики успешности человека: здоровье физическое и психологическое, работа мозга, уровень развития компетентностей, положение на рынке труда и на потребительском рынке

2028 г.

Каталог инструментов для повышения уровня индивидуальной успешности по ключевым областям

2030 г.

Цифровая платформа для навигации по инструментам самостоятельного действия человека



Руководители проекта

Терентьев Евгений Андреевич
И.о. научного руководителя проекта

Корешникова Юлия Николаевна
Административный руководитель проекта

Соломинова Дарья Алексеевна
Координатор стратегического проекта



Лидеры проекта

Аникин Василий Александрович

Старший научный сотрудник центра стратификационных исследований Института социальной политики

Груздев Иван Андреевич

Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов

Иванов Илья Александрович

Академический руководитель программы «Интернет вещей и киберфизические системы»

Куракин Дмитрий Юрьевич

Директор Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ

Серова Наталья Александровна

Заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Сорокин Павел Сергеевич

Ведущий научный сотрудник лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Института образования

Цветкова Лариса Александровна

Заместитель директора по научной деятельности НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Чумакова Мария Алексеевна

Заместитель декана факультета социальных наук

Шадрина Елена Витальевна

Заместитель директора НИУ ВШЭ – Пермь

Партнеры

Аналитические доклады

Публикации

  • Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы

    Выпускники высшего образования – носители самого современного и технологичного человеческого капитала, необходимого для развития национальной экономики. Результаты трудоустройства выпускников, включая уровень заработной платы, отражают востребованность навыков со стороны работодателей и служат индикатором качества образования. Положение выпускников российских вузов на рынке труда показывает, насколько эффективно система высшего образования может подстраиваться под вызовы реальной экономики и на чем должна акцентироваться политика государства. В докладе затронуты вопросы отдачи на образование, трудовой мобильности и неравенства на рынке труда. Рассмотрены характеристики полученного образования (направления подготовки, академические достижения и уровни университетской селективности). Использование уникального массива общенациональных административных данных позволяет охватить выпускников практически всех университетов России и осветить региональные особенности их трудоустройства.

    М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.

  • Статья

    Dudyrev F., Romanova O., Travkin P.

    Student employment and school-to-work transition: the Russian case

    Education and Training. 2020. Vol. 62. No. 4. P. 441-457.

  • Глава в книге

    Klucharev V., Shestakova A.

    Social Influence and Persuasion and Message Propagation. Brain Mapping: An Encyclopedic Reference. Academic Press, 2015.Academic Press: Elsevier, 2015; ISBN: 978-0-12-397025-1

    In bk.: Brain Mapping: An Encyclopedic Reference. San Diego: Academic Press, 2015. P. 251-257.

  • Препринт

    Elena B. Starovoytenko.

    A Model of "Achieving Oneself" in Relationship to the Other

    Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2013. No. 15.

Все публикации

Хотите быть в курсе проектов?

Подписаться


Обратная связь