Что может привести человека к счастью, здоровью и успеху? Тут нет единых рецептов: в чем-то поможет развитие навыков и умений, а в чем-то – технологии и даже роботы. Примерно такой разброс решений – в проектах ученых Вышки, проекты которых одержали победу в конкурсе молодых ученых (до 39 лет) НИУ ВШЭ на проведение фундаментальных и прикладных исследований в области изучения возможностей укрепления человека в разных сферах. Конкурс проводился в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», из 19 заявок шесть получили поддержку. Коротко – о каждом.
Новости
Хороший университет открывает студенту массу возможностей. Можно развиваться в будущей профессии, идти в науку, активно заняться спортом, искусством или волонтерством – выбор обширный. Однако исследования показывают, что в процессе учебы многие студенты теряют интерес к активной внеучебной деятельности. На это давно обратили внимание исследователи Инобра, но теперь тема получает новую жизнь – ею займутся в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Задачи, данные и гипотезы обсудили на семинаре, прошедшем 27 сентября.
Первый сезон семинаров стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» начался с разговора о том, насколько продвинулась мировая наука в понимании самостоятельности (“агентности”). Скорее даже не «продвинулась», а «приблизилась»: в разных областях знаний сделаны лишь первые попытки объяснить и отрефлексировать это понятие, для которого в русском языке нет пока единого устоявшегося термина.
Залог успеха развития человека — способность проявлять активность и самостоятельность (агентность), пришли к выводу ученые. Однако качество агентности малоизучено, оно требует исследования, особенно с учетом актуальных вызовов. В рамках стратегического проекта Высшей школы экономики «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» прошел семинар на тему «Самостоятельность (agency) как предмет полидисциплинарных исследований и практических разработок».
Что такое агентность, как она проявляется и как ее исследовать — по- прежнему предмет дискуссий. А теперь и мозгового штурма, который состоялся в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, где 16 сентября прошел стратегический семинар подпроекта «Самостоятельность и проактивное поведение» стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Организаторами выступили Институт образования НИУ ВШЭ г. Москва и Департамент менеджмента НИУ ВШЭ г. Санкт-Петербург, а из 30 участников 20 работали на семинаре очно, остальные подключились онлайн.
Новый учебный год начался с презентации исследования Оксаны Синявской и Светланы Бирюковой — «Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия». Весной 2022 г. было впервые проведено масштабное онлайн-обследование по вопросам платформенной занятости. В нем приняли участие 12 тыс. респондентов в возрасте от 18 до 72 лет. Полученные результаты эксперты обсудили на площадке Объединенного научного семинара Стратегических проектов 5 сентября 2022 года.
Фонд поддержки исследований будущего ВШЭ начал конкурсный отбор заявок на поддержку исследовательских проектов молодых ученых. Победившие коллективы исследователей до 35 лет смогут получить гранты до 3 млн рублей. Заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ профессор Александр Соколов рассказал HSE Daily о задачах фонда и условиях конкурса.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ запускает серию квартальных дайджестов для представления результатов анализа оперативных итогов деятельности сектора ИКТ. В первом выпуске рассмотрены динамика и тенденции развития сектора и его сегментов (ИТ-отрасли, телекоммуникаций, производства ИКТ-оборудования, оптовой торговли ИКТ-товарами) по итогам I квартала 2022 года, в том числе в условиях возникших вызовов.
Опубликован новый ежемесячный мониторинг мировой экономики GlobBaro HSE по итогам июня и начала июля 2022 года