Проактивность в российском контексте

Проактивность в российском контексте

Темой для обсуждения на семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» стали национальные особенности феномена проактивности. Универсальны ли те смыслы, которые вкладывает в термин проактивность зарубежная наука? К этому вопросу в докладе «Феномен проактивности и его реконцептуализация в новом контексте: предварительные результаты эмпирического исследования» обратились профессор Галина Широкова и стажер-исследователь Полина Артамошина из Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Широкова Галина Викторовна

Галина Широкова

Большинство концепций проактивности разработаны в условиях развитых экономик, опираются на западные культурные корни. Насколько они актуальны в контексте трансформационных экономик? Мы видим, что собственно российские теории в мировой академической литературе представлены скудно. Феномен, безусловно, нуждается в реконцептуализации — нужно создать такую теорию проактивности, которая учитывала бы национальную специфику. Для нашего эмпирического исследования мы сформулировали несколько вопросов, в том числе — как проактивность проявляется в российских организациях малого и среднего бизнеса и каковы катализаторы и ограничения для ее развития?

Для получения ответов на вопросы исследования и достижения поставленных задач было проведено поисковое эмпирическое исследование. Объектом исследования выступили 17 российских фирм малого и среднего бизнеса; в качестве методов сбора данных были использованы методы глубинных интервью и быстрого полевого исследования; для анализа данных использовались инструменты визуализации качественных данных и тематический анализ данных на основе кодирования. Результаты исследования можно резюмировать следующим образом.

Проактивность собственников и руководителей компаний малого и среднего бизнеса проявляется через следующие действия: упреждение и предвидение проблем; прогнозирование и принятие решения; многозадачность, движение в разные сферы бизнеса; принятие ответственности; идеология и инициирование перемен; ориентация на будущее; способность убеждать партнеров и сотрудников. В качестве примеров личной проактивности руководители чаще всего приводят действия или активности, приводящие к саморазвитию (например, обучение на курсах повышения квалификации) или конкретные действия по изучению рынка, использование инструментов креативного создания новых идей (например, мозгового штурма), для поиска новых возможностей развития бизнеса или развития продукта.

Основной формой проактивного поведения сотрудников, востребованной руководителями высшего эшелона, является прямая и четко обозначенная инициатива со стороны сотрудника, в том числе осознание и принятие на себя ответственности и возможных последующих рисков как за принятое решение, так и за его реализацию. Особую важность такая форма проактивности имеет на уровне руководителей отделов и проектных команд, при выборе дальнейшей стратегии развития, роста фирмы, достижении ее успехов на рынке. В то же время респонденты отмечают, что в некоторых областях деятельности компании, которые, например, характеризуются рутинными операциями или стандартизированным сервисом, проактивная деятельность может привести к негативным последствиям, и поэтому здесь необходимо согласование действий сотрудника с руководством.

Под проактивностью фирмы чаще всего понимается лидерство в отрасли, внедрение нового, предвидение, умение быть примером для подражания в отрасли и способность обернуть критическую ситуацию в свою пользу. Главными эффектами проактивного поведения на уровне фирмы являются отраслевой успех компании, увеличение финансового результата, оптимизация внутренних операционных процессов, в некоторых случаях — корректировка стратегического развития, создание новых продуктовых и сервисных направлений.

Артамошина Полина Сергеевна

Полина Артамошина

Исследование показало, что проактивность руководящего состава малых и средних фирм является комплексным явлением, зависящим не только от личных качеств, способностей и демографических характеристик, но и многих внутриорганизационных факторов, таких как корпоративная культура, структура, наличие ресурсов, стратегия развития, отлаженность операционных процессов и наличие прозрачных бизнес-процессов.

По итогам проведенного анализа были выделены характерные особенности проявления феномена проактивности в российском контексте. В первую очередь, руководители выделяют необходимость убеждения (стейкхолдеров, руководство, сотрудников и др.) в необходимых изменениях, а также преодоление различных барьеров (организационная культура, стереотипы, и убеждения) на пути реализации необходимых изменений. С точки зрения культурных особенностей, зарубежное определение проактивности предполагает концентрацию на индивидуальных достижениях, в то время как российский контекст, в том числе культурный, предполагает преодоление «одиночества идей» за счет объединения необходимых для реализации идеи стейкхолдеров и действия вопреки возникающим сложностям.

Результаты данного исследования вносят вклад в достижение целей стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» с точки зрения выявления запросов на навыки и поведение сотрудников и руководителей компаний в контексте малого и среднего бизнеса, демонстрируют новые возможности для достижения успеха как в рамках организации, так и за ее пределами. На следующем этапе планируется проведение эмпирического исследования в рамках крупных российских компаний с целью создания единой теоретической модели проактивности на организационном уровне. Данная модель позволит в дальнейшем разработать технологии стимулирования проактивного поведения человека в разных организационных контекстах и спроектировать технологии стимулирования использования человеком новых возможностей саморазвития и «укрепления» себя для достижения успеха в современном меняющемся мире.