«Рецепты» воспитания: пандемия подсказала путь к развитию активной самостоятельности детей
Нас всю жизнь учат следовать правилам: под это заточена и школа, и вся система образования в целом. Однако в новом мире более востребованными могут стать другие качества — не исполнительность, а умение самому принимать неочевидные решения, менять правила, искать, рисковать. То, что современная наука определяет зонтичным термином «агентность» или проактивность, и то, что стало предметом исследований в стратегическом проекте Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Но как конкретно учить этому детей и подростков, понимания пока нет. Первый шаг в этом направлении делают в Институте образования. Исследователям Михаилу Гошину, Павлу Сорокину и Сергею Косарецкому удалось выделить закономерности развития проактивности школьников во время пандемии.
Основой исследования послужил опрос, проведенный в 2020 году Центром общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского совместно с навигатором допобразования «Inlearno». На вопросы ответили почти 20 тысяч родителей и более 16 тысяч детей. В первую очередь было интересно, как они действовали в области дополнительного образования, где переход в дистант был не таким регламентированным, как в школе.
Две области, в которых проявилась разная степень проактивности детей (и их родителей) — это создание новых правил, связанных с занятиями, и формирование различных комьюнити по интересам. Что касается правил, то они были выработаны только в четверти семей, в остальных к новой ситуации адаптировались хаотично. Чаще новые правила создавались в более образованных и обеспеченных семьях. «Тот факт, что они оказались лучше готовы к перестройке своих практик, говорит об их более высоких шансах на успешную адаптацию, что может привести к увеличению и без того высокого разрыва между стратами российского общества», — пишут авторы статьи.
В разработке новых правил чаще всего участвовали только родители, без учета мнения ребенка, лишь в четверти случаев решения принимались совместно, и эта тактика оказалась наиболее плодотворной. Участие ребенка в создании новых правил положительно сказывается на его готовности к самообразованию, интересу к новым технологиям, желании заниматься дополнительным образованием.
Второй «ключ» к развитию агентности связан с созданием новых сообществ в интернете. Около 70% детей не делали этого во время локдауна. 30% детей занимались такой «социально-агентной» деятельностью: около трети из них создавали коллективы в рамках школьного образования, например, в рамках подготовки к экзаменам, олимпиадам и т.п. Еще треть — в рамках дополнительного образования, по тематике кружков, секций, студий. Остальные создавали группы и чаты по иным интересам (хобби, общественная активность и т.д.).
Исследователи увидели связь этой активности с дальнейшим успехом: создатели комьюнити вдвое лояльнее к продолжению занятий в дистанционном формате, отмечают рост заинтересованности, желания заниматься дополнительным образованием и т.д.
Дети, которые смогли реализовать свой потенциал, проявили агентность (инициировав создание новых сообществ, особенно в области школьного образования), демонстрируют более высокую способность адаптации к изменившимся условиям. Так, например, среди создателей «школьных» комьюнити почти 47,4% говорят о росте интереса и желания заниматься дополнительным образованием, 23,3% — о снижении такого интереса. А среди тех, кто не создавал никаких сообществ, соотношение более-менее зеркальное: о росте интереса говорят только 28%, о снижении — 37,9%.
Статья «Агентность школьников в условиях изменения образовательного контекста в период пандемии covid-19: источники, проявления и эффекты» опубликована в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Прочитать ее можно здесь.