Ученые ВШЭ предложили новый подход в исследовании восприятия дезинформации
Наука
Вышка выпустила беспрецедентный по охвату обзор технологий достижения успеха в жизни.
Около года назад Высшая школа экономики в числе первой группы российских вузов по треку «Исследовательское лидерство» получила грант в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и приступила к реализации стратегических научно-исследовательских проектов. Недавно ВШЭ прошла защиту отчета перед Советом программы. О том, чего удалось добиться за этот год, и о том, как формат стратпроектов меняет университет, новостной службе «Вышка.Главное» рассказала проректор ВШЭ, координатор Программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года и программы «Приоритет-2030» Елена Одоевская.
Программа «Приоритет-2030» стремительно врывается в ставшую уже привычной жизнь сотрудников университетов, диктуя новые KPI, перестраивая устоявшиеся, но не всегда эффективные рабочие процессы как в научной, так и в образовательной сферах деятельности. Одним из ключевых отличий программы «Приоритет-2030» является повышенное внимание к практической значимости получаемых научных результатов, возможности их коммерциализации и интеграции в образовательную деятельность.
Психологам нужно разработать такие интервенции, которые помогли бы студентам сохранять психологическое благополучие на протяжении всей учебы в вузе. Пока есть основания считать, что его уровень постепенно падает от первых курсов к последним. Это только предварительные выводы, сделанные на основе Мониторинга студенческой жизни Вышки за несколько лет: исследования будут продолжены. Об этом рассказали психологи на семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который был объединен с открытым семинаром ВШЭ по образованию.
Развивать предпринимательские компетенции студентов в колледжах было бы очень полезно. И потому, что такие компетенции помогают проявлять активную самостоятельность во всех сферах, и потому, что как раз выпускникам СПО это бы тем более помогло. Исследования показывают, что именно они особенно уязвимы перед безработицей и бедностью. Ольга Романова из Центра развития навыков и профессионального образования Института образования ВШЭ изучила сильные и слабые стороны обучения предпринимательству в колледжах России. Исследование выполнено на грант стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
Нас всю жизнь учат следовать правилам: под это заточена и школа, и вся система образования в целом. Однако в новом мире более востребованными могут стать другие качества — не исполнительность, а умение самому принимать неочевидные решения, менять правила, искать, рисковать. То, что современная наука определяет зонтичным термином «агентность» или проактивность, и то, что стало предметом исследований в стратегическом проекте Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Но как конкретно учить этому детей и подростков, понимания пока нет. Первый шаг в этом направлении делают в Институте образования. Исследователям Михаилу Гошину, Павлу Сорокину и Сергею Косарецкому удалось выделить закономерности развития проактивности школьников во время пандемии.
Традиционный бизнес похож на фабрику по выкачиванию денег из вселенной. Что бы предприниматель ни делал, его основной задачей остается получение стабильной прибыли. Совсем не похожа на это логика тех, кого называют крафтовыми предпринимателями — людей, которые пытаются превратить в бизнес свое хобби. Они производят штучный товар, признавая, что заработок не самое главное: кто-то выпекает особенные пряники или делает крем-мед, кто-то — авторские украшения или косметику. Как устроен мир для этих людей, в чем проявляется их самостоятельность и агентность, в чем таятся опасности и барьеры, изучили сотрудники Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Их работа получила поддержку в рамках стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
Проактивность, агентность — всё это часто звучит как общие слова. Да, все признают, что сегодня нужно уметь перестраиваться самому — выбирать образование, менять профессию, развивать новые навыки... Но в чем именно проявляется этот «запрос на агентность», от кого он исходит, как формулируется? А главное — кто и чем конкретно на него отвечает? В самом широком диапазоне — от детского сада до межнациональной корпорации. Впервые сделана попытка составить глобальную карту конкретных решений в этой области. Команда стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» представила ее на конференции «Роль институтов самоорганизации в посткризисном развитии экономики и социальной сферы».