Успех не такой, как у всех: ученые «расшифровали» ценности крафтовых предпринимателей

Успех не такой, как у всех: ученые «расшифровали» ценности крафтовых предпринимателей

iStock

Традиционный бизнес похож на фабрику по выкачиванию денег из вселенной. Что бы предприниматель ни делал, его основной задачей остается получение стабильной прибыли. Совсем не похожа на это логика тех, кого называют крафтовыми предпринимателями — людей, которые пытаются превратить в бизнес свое хобби. Они производят штучный товар, признавая, что заработок не самое главное: кто-то выпекает особенные пряники или делает крем-мед, кто-то — авторские украшения или косметику. Как устроен мир для этих людей, в чем проявляется их самостоятельность и агентность, в чем таятся опасности и барьеры, изучили сотрудники Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Их работа получила поддержку в рамках стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».

В основу исследования легли несколько десятков интервью с крафтовыми предпринимателями Санкт-Петербурга и Казани: в принципе этот вид бизнеса (или творчества?) — для молодежи из мегаполисов. Авторы исследования погрузились в их мир, чтобы понять, откуда «выросло» их увлечение. Сами информанты считают, что дело скорее во врожденных, чем в приобретенных качествах. Хотя многие из них все-таки учились предпринимательству, формальному образованию они отдают не очень большую роль, говоря о важном значении и таких источников вдохновения, как йога, путешествия или спорт. Кажется, что типичные бизнес-скиллы для них вообще не так уж важны, если деловую рутину они стараются вынести на аутсорс, поменьше ею заниматься. Вернее, круг компетенций, которые стараются освоить крафтеры, шире, чем собственно предпринимательство — часто это и SMM, и психология, необходимая для того, чтобы лучше понять запрос клиента.

iStock

Смешение бизнеса и хобби приводит к чрезмерно глубокому погружению в работу — сами крафтеры называют это трудолюбием, но исследователи скорее склонны видеть в нем трудоголизм и говорят о повышенной опасности выгорания и несоблюдении баланса «работа / отдых». С другой стороны, постоянными источниками удовольствия становятся и идея, что хобби приносит им доход, и свобода действий, и мысль о том, что они приносят пользу обществу.

Успех для крафтера часто не похож на успех в традиционном представлении. Часто это не определенный уровень благосостояния, а нахождение баланса между жизнью и работой, признание со стороны клиентов, разделяющих близкие ценности, и воплощение своих идей в жизнь.

iStock

Среди барьеров, описанных в исследовании — недостаток бизнес-компетенций, непонимание во взаимоотношениях с арендодателями и крупным бизнесом, неэффективность бюрократии в поддержке микробизнеса, а главное, неокупаемость продукции и услуг. Это штучный товар, на котором чаще всего сложно «вырасти». «Особая уязвимость крафтовых предпринимателей связана с отсутствием у них достаточного количества финансовых ресурсов, которые они пытаются компенсировать за счёт проявления большей адаптивности, гибкости и проактивности», — пишут авторы исследования.