Навигатор по агентности: исследователи составили первую карту — кто и как развивает самостоятельность человека

Навигатор по агентности: исследователи составили первую карту — кто и как развивает самостоятельность человека

iStock

Проактивность, самостоятельность, индивидуальная способность к созидатльеому действию (“agency” - дословно “агентность”) — всё это часто звучит как общие слова. Да, все признают, что сегодня нужно уметь перестраиваться самому — выбирать образование, менять профессию, развивать новые навыки... Но в чем именно проявляется этот «запрос на агентность», от кого он исходит, как формулируется? А главное — кто и чем конкретно на него отвечает? В самом широком диапазоне — от детского сада до межнациональной корпорации. Впервые сделана попытка составить глобальную карту конкретных решений в этой области. Команда стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» представила ее на конференции «Роль институтов самоорганизации в посткризисном развитии экономики и социальной сферы».

Авторы выделили четыре сферы, в которых возникает запрос на агентность — это образование, которое должно готовить самостоятельного человека, экономика, в которой есть спрос на предпринимательство, общество, которое нуждается в социальной сплоченности, и поддержание устойчивой экологической среды. «Вначале мы смотрели на современные глобальные дискуссии в науке, в целом на то, что происходит в мире, какие проблемы, вызовы, ключевые задачи развития обсуждаются. Четыре сферы — из недавней дискуссии ЮНЕСКО, а дальше мы раскладывали „по ячейкам“ запросы, которые выделяли на основе более чем 250 источников — академических статей, докладов государственных и корпоративных стейкхолдеров», — рассказывает руководитель Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ Павел Сорокин. В сфере дошкольного образования, например, это запрос на развитие творческих и коммуникативных способностей в раннем возрасте, в корпоративном обучении — на способность самостоятельно строить траектории своего развития во взрослом возрасте, и так далее.

На каждый выявленный запрос предстояло найти «ответы» — что предлагают в качестве решения разные игроки. Во многом это был поиск вручную, поясняет Павел Сорокин.

Сорокин Павел Сергеевич, заведующий лабораторией исследований человеческого потенциала и образования

Мы в Институте образования знаем, что существуют так называемые новые школы, которые так и позиционируют себя: мол, мы помогаем детям стать самостоятельными. Тогда мы шли на сайты этих школ и смотрели, а что конкретно они имеют в виду, какие методы используют, каковы результаты". Так собирался банк кейсов-решений из самых разных сфер — в нем можно встретить и программы ООН, и модели Uber, BlaBlaCar, Airbnb, и принципы стажировки сотрудников IKEA...

Это лишь первый опыт картирования, понятно, что мы охватили малую часть, но уже можно наглядно увидеть, для чего Вышка запускает стратегический проект: вот он, запрос на самостоятельность, и вот как выглядят попытки ее прокачивать. Да, не всегда системно, не всегда эффективно, но видно, что этот процесс происходит и становится всё интенсивнее — в разных сферах возникают инициативы, авторы которых пытаются научить людей проактивности. Наша задача — и проанализировать этот глобальный тренд, и понять, как работают успешные кейсы, и не изобретать велосипед в расшифровке механизмов агентности.

Это только начало исследований (сами авторы предполагают, что охватили «не больше 15% от реальных запросов и ответов»), а в нынешнем виде результаты эмпирического картирования можно увидеть здесь

Результаты эмпирического картирования

Они войдут в доклад по стратегическому проекту «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который готовится к печати.