Новости

Навигатор по агентности: исследователи составили первую карту — кто и как развивает самостоятельность человека

Навигатор по агентности: исследователи составили первую карту — кто и как развивает самостоятельность человека
Проактивность, агентность — всё это часто звучит как общие слова. Да, все признают, что сегодня нужно уметь перестраиваться самому — выбирать образование, менять профессию, развивать новые навыки... Но в чем именно проявляется этот «запрос на агентность», от кого он исходит, как формулируется? А главное — кто и чем конкретно на него отвечает? В самом широком диапазоне — от детского сада до межнациональной корпорации. Впервые сделана попытка составить глобальную карту конкретных решений в этой области. Команда стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» представила ее на конференции «Роль институтов самоорганизации в посткризисном развитии экономики и социальной сферы».

«Студенты не готовы выбирать»: сложности развития проактивности в системе образования

«Студенты не готовы выбирать»: сложности развития проактивности в системе образования
Готова ли система образования сделать человека способным действовать проактивно и самостоятельно? Как она это делает сегодня, с какими проблемами сталкивается и как это лучше делать в будущем? Эти вопросы обсуждали в Томске на пленарной сессии «Проактивное действие как теоретическая и практическая проблема: подходы и решения в российском образовании». Пленарная сессия прошла в рамках симпозиума «Самостоятельное укрепление человека: возможности, эффекты, риски» и стала частью международного конгресса «Язык, культура и технологические транзиты: новые грани человеческого», который проходил в Томском государственном университете.

За и против укрепления человека: в Вышке провели ревизию отношения к human enhancement

За и против укрепления человека: в Вышке провели ревизию отношения к human enhancement
Укрепление человека (human enhancement) давно стало предметом острых дискуссий в самых разных науках и сферах жизни. Из недавних примеров, который заметили все — появление антиваксеров как социального и даже политического движения: это было проявление убеждения, что в человека не надо «вмешиваться» даже перед лицом новых глобальных угроз, способных его убить.

Сопровождение к счастью: что могут дать психологические интервенции здоровому человеку

Сопровождение к счастью: что могут дать психологические интервенции здоровому человеку
Психологические интервенции известны давно. Но в основном их рассматривают в контексте помощи людям, страдающим ментальными или физическими расстройствами – с их помощью лечат депрессии при биполярном расстройстве, ПТСР, помогают преодолеть последствия насилия. Для неклинических групп населения это помощь в таких состояниях, как острое горе. О более широких перспективах интервенций известно мало. Этот пробел попытались восполнить на очередном семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». С докладом выступила Мария Чумакова, кандидат психологических наук, руководитель Департамента психологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

«Большинство психологических практик нацелено на то, чтобы прийти к нормальности»

«Большинство психологических практик нацелено на то, чтобы прийти к нормальности»

От новых градусников до новых эмоций: проекты по укреплению человека получили гранты

От новых градусников до новых эмоций: проекты по укреплению человека получили гранты
Что может привести человека к счастью, здоровью и успеху? Тут нет единых рецептов: в чем-то поможет развитие навыков и умений, а в чем-то – технологии и даже роботы. Примерно такой разброс решений – в проектах ученых Вышки, проекты которых одержали победу в конкурсе молодых ученых (до 39 лет) НИУ ВШЭ на проведение фундаментальных и прикладных исследований в области изучения возможностей укрепления человека в разных сферах. Конкурс проводился в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», из 19 заявок шесть получили поддержку. Коротко – о каждом.

Вузы теряют студентов с горящими глазами: почему в университете становится неинтересно – покажет стратегический проект

Вузы теряют студентов с горящими глазами: почему в университете становится неинтересно – покажет стратегический проект
Хороший университет открывает студенту массу возможностей. Можно развиваться в будущей профессии, идти в науку, активно заняться спортом, искусством или волонтерством – выбор обширный. Однако исследования показывают, что в процессе учебы многие студенты теряют интерес к активной внеучебной деятельности. На это давно обратили внимание исследователи Инобра, но теперь тема получает новую жизнь – ею займутся в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Задачи, данные и гипотезы обсудили на семинаре, прошедшем 27 сентября.

Первое приближение к самостоятельности (“агентности”): что известно о малоизвестном явлении

Первое приближение к самостоятельности (“агентности”): что известно о малоизвестном явлении
Первый сезон семинаров стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» начался с разговора о том, насколько продвинулась мировая наука в понимании самостоятельности (“агентности”). Скорее даже не «продвинулась», а «приблизилась»: в разных областях знаний сделаны лишь первые попытки объяснить и отрефлексировать это понятие, для которого в русском языке нет пока единого устоявшегося термина.

Воля, критическое мышление, доброжелательность: какие качества ведут к достижению благополучия

Фото: iStock
Залог успеха развития человека — способность проявлять активность и самостоятельность (агентность), пришли к выводу ученые. Однако качество агентности малоизучено, оно требует исследования, особенно с учетом актуальных вызовов. В рамках стратегического проекта Высшей школы экономики «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» прошел семинар на тему «Самостоятельность (agency) как предмет полидисциплинарных исследований и практических разработок».

Мозговой штурм в Питере: итоги семинара «Самостоятельность и проактивное поведение»

Мозговой штурм в Питере: итоги семинара «Самостоятельность и проактивное поведение»
Что такое агентность, как она проявляется и как ее исследовать — по- прежнему предмет дискуссий. А теперь и мозгового штурма, который состоялся в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, где 16 сентября прошел стратегический семинар подпроекта «Самостоятельность и проактивное поведение» стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Организаторами выступили Институт образования НИУ ВШЭ г. Москва и Департамент менеджмента НИУ ВШЭ г. Санкт-Петербург, а из 30 участников 20 работали на семинаре очно, остальные подключились онлайн.