Новое исследование учёных НИУ ВШЭ показывает, кому больше свойственна проактивность и какими психологическими технологиями пользуются инициативные люди.
Тема «пострелиз семинара»
В 2022 году междисциплинарная команда исследователей, в которую вошли экономисты и филологи из ВШЭ, разработала новые инструменты для измерения эффектов трансформации человеческого капитала руководящих сотрудников компаний в экономический рост. Предложенный метод включает расчет индекса человеческого капитала для советов директоров крупных компаний, а также оценку поведенческих характеристик руководителей — на основе текстового анализа материалов их интервью и других публикаций.
В кризисные периоды ESG-повестка, как и многие другие подходы к ведению бизнеса, подвергаются переосмыслению и переоценке. Компании задумываются об экономической эффективности расходов на ESG, ученые — об эффектах кризиса для компаний с разным уровнем развития этого направления, а органы государственной власти — над дополнительными мерами поддержки экономики и общества. Как внешние ограничения и нестабильность 2022 года повлияли на корпоративную ESG-повестку в России? Каковы ожидания и планы российских компаний — крупных, средних и малых — в сфере устойчивого развития? На эти вопросы попытались ответить участники объединенного семинара стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста». На нем были впервые представлены результаты исследования актуальной ESG-повестки российских компаний, проведенного в этом году в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ.
Темой для обсуждения на семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» стали национальные особенности феномена проактивности. Универсальны ли те смыслы, которые вкладывает в термин проактивность зарубежная наука? К этому вопросу в докладе «Феномен проактивности и его реконцептуализация в новом контексте: предварительные результаты эмпирического исследования» обратились профессор Галина Широкова и стажер-исследователь Полина Артамошина из Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Тема сохранения наследия никогда не теряла своей актуальности, но в последние несколько лет она начала активно трансформироваться. Набирает обороты тема капитализации наследия, ввода подобных объектов в активный экономический оборот и поиск новых форм взаимодействия бизнеса и власти.Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ не первый год занимается исследованиями в области сохранения и развития объектов культурного наследия и придерживается позиции, что ОКН — это огромный ресурс, который может сыграть значительную роль в возрождении малых городов, исторических поселений и активации как культурной, так и экономической исторической среды.
Измерение экономических эффектов социальной политики требует междисциплинарных подходов, использования большого спектра методов социальных и экономических наук и применения различных моделей, сочетания макро- и микроэкономических исследований, а также большей открытости информации о социально-экономическом положении населения.
Сегодня носимая электроника популярна в основном у молодежи (и в принципе у тех, кто ведет активный образ жизни), но тренды могут измениться. У «умных часов» и подобных им устройств большой потенциал для того, чтобы следить за состоянием здоровья хронических больных, пожилых людей, в том числе тех, кто страдает деменцией. Это обсуждали на очередном семинаре в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». О тенденциях на рынке и о возможных путях развития технологии рассказал доцент департамента экономики Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Дмитрий Кислицын.
Психологам нужно разработать такие интервенции, которые помогли бы студентам сохранять психологическое благополучие на протяжении всей учебы в вузе. Пока есть основания считать, что его уровень постепенно падает от первых курсов к последним. Это только предварительные выводы, сделанные на основе Мониторинга студенческой жизни Вышки за несколько лет: исследования будут продолжены. Об этом рассказали психологи на семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который был объединен с открытым семинаром ВШЭ по образованию.
Готова ли система образования сделать человека способным действовать проактивно и самостоятельно? Как она это делает сегодня, с какими проблемами сталкивается и как это лучше делать в будущем? Эти вопросы обсуждали в Томске на пленарной сессии «Проактивное действие как теоретическая и практическая проблема: подходы и решения в российском образовании». Пленарная сессия прошла в рамках симпозиума «Самостоятельное укрепление человека: возможности, эффекты, риски» и стала частью международного конгресса «Язык, культура и технологические транзиты: новые грани человеческого», который проходил в Томском государственном университете.