Становящаяся взрослость и ее выборы: самым важным решением молодежь считает учебу
Доклад «Жизненные выборы в период становящейся взрослости» представили на семинаре ВШЭ научные сотрудницы Центра исследований современного детства Института образования Виктория Ерофеева и Оксана Михайлова в соавторстве с Екатериной Цыгановой и руководителем исследовательской группы Александрой Бочавер. Семинар прошел в рамках направления «Жизненный выбор» стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста». Его участники смогли взглянуть на тему с разных точек зрения, объединив, с одной стороны, социальные и демографические аспекты, а с другой, психологические и экономические. Такой комплексный подход поможет сформулировать прикладные рекомендации для социальной политики по итогам исследования.
Что такое становящаяся взрослость
Необходимость выделить такой период жизни, как становящаяся взрослость (18-29 лет), связан с общественно-политическими изменениями — это удлинение времени обучения в вузах, более долгое проживание с родителями, более поздний возраст вступления в брак и рождения детей. Юноши и девушки учатся принимать на себя обязанности и нести ответственность за свои поступки, видят много возможностей для изучения себя и для экспериментов со своей идентичностью, но в то же время ощущают нестабильность во всех сферах и переживают кризис первой четверти жизни.
Автор теории становящейся взрослости психолог Джеффри Арнетт описывал процессы, происходящие в США, но эмпирические исследования показали похожие закономерности и в других регионах. Ученые ВШЭ исследуют, насколько эта теория применима для нашей страны с учетом разнородности социальных групп. Любопытно, что в России, как оказалось, становящаяся взрослость ощущается сильнее, чем во многих других странах — об этом свидетельствуют оценки на данных количественных социологических опросов.
Жизненные выборы в период становящейся взрослости
В серии работ Александры Бочавер, Виктории Ерофеевой, Оксаны Михайловой и Екатерины Цыгановой изучаются решения молодых россиян — что и как они выбирают. Актуальные для них выборы соотносятся с пятью сферами: образование, карьера, романтические отношения и дружба, отношения с родственниками, переезды. Как показывает качественный анализ нарративов молодых людей, к неудачным выборам информанты чаще всего относят выбор специализации, затем идут романтические и дружеские отношения, затем карьера, отношения с родственниками и, наконец, переезд. Рассказы о неудачных выборах оказываются длиннее, чем об удачных. Это может быть связано с работой психологических механизмов, направленных на переработку болезненного опыта. Среди удачных выборов на первом месте тоже оказывается образование, далее — карьера, переезд, романтика и дружба, отношения с родителями. Учитывая важность образовательного выбора, стоит говорить о смене учебных траекторий. Возможным решением для некоторых студентов мог бы стать год перерыва между ступенями обучения, например между бакалавриатом и магистратурой, отмечают исследователи.
Новые направления эмпирической работы
Дискуссант семинара, руководитель направления «Жизненный выбор» Светлана Бирюкова обозначила дополнительные направления для развития исследования, позволяющие взглянуть на тему с разных точек зрения. С социологической и методологической позиций она предложила задуматься, корректно ли полностью переносить методологию, сформированную в другом культурном контексте, для описания общественных процессов в России. Все ли включенные в перечень Арнетта маркеры обязательно указывают на взрослость? Например, брак в современных условиях может случиться у человека ближе к старости, или его вообще может не быть. Возможно ли, что в других культурных, экономических, социальных контекстах становящаяся взрослость проявляется иначе, чем в США? Еще один вопрос: считаем ли мы состояние становящейся взрослости универсальным, или есть люди, которые переходят из детства во взрослость без транзитного периода? И тогда что происходит с теми молодыми людьми, у которых не обнаруживается признаков становящейся взрослости, и почему так получается? Как отсутствие этого опыта влияет на их долгосрочные перспективы?
Если смотреть с демографической позиции, можно порассуждать, почему исследуется именно возрастной период от 18 до 29 лет. Данные макростатистики и крупных выборочных обследований указывают, что в этот интервал попадают все «важные» жизненные дебюты: выбор и завершение образования, выход на рынок труда, первый брак и первый ребенок.
Это даже не вопрос выбора между разными альтернативами или готовности к приятию решения, а вопрос сложившегося к настоящему моменту развития нашего общества ритма жизненных траекторий. В работе выбор границ становящейся взрослости обусловлены тем, что в этот интервал попадают практически все ключевые события — но почему используется такая логика? Есть ли вероятность, что какие-то из этих событий уже перестали быть маркерами взросления — что взросление происходит и без них? Можем ли мы это проверить эмпирически? — задается вопросами дискуссант.
Становящаяся взрослость или переходный период?
С позиции психологии Светлана Бирюкова предлагает подумать о становящейся взрослости как о частном случае переходного периода. Действительно, это состояние некой неопределенности, перелома, перехода от одной стадии жизненного пути к другой, связанное с эмоциональным напряжением, нестабильностью, поиском себя, осознанием необходимости выбора. Единственный ли это момент в жизни, для которого характерны такие ощущения и состояния? И есть ли необходимость выделять его именно в привязке к возрастным границам?
Если пойти дальше — и посмотреть, например, кризисы самоопределения в среднем возрасте. Отличается ли там мотивация, процесс, набор состояний? Мне кажется, это особенно важно с учетом того, что Арнетт обратил внимание на изменения в психологии молодежи на фоне происходящих общественных изменений — но, вообще говоря, не вполне понятно, почему эти изменения должны коснуться только молодежи, а не общества всех возрастов. Ведь та самая молодежь, которая формировалась на фоне изменений, сейчас уже повзрослела — исчезла ли эта разница, ушли ли их отличия? Вполне вероятно, что нет. Кроме того, мне кажется, важно понимать, зачем, почему мы как исследователи такое пристальное внимание обращаем именно на этот возрастной интервал — и какие это будет или хотя бы может иметь практические приложения в разных сферах. Если здесь перейти к анализу каких-то долгосрочных последствий, эффектов на горизонте всей жизни — может появиться прикладной смысл, поиск решений, направленных, например, на компенсацию или предотвращение негативных последствий отсутствия этой стадии — если они будут обнаружены и доказаны, — обратила внимание дискуссант.
Александра Бочавер в ответ подчеркнула важность комментария о переходных периодах. Кризисы жизни сдвигаются дальше, период становящейся взрослоти может растягиваться до 35 лет. Арнетт сам стал чувствовать устаревание своих идей. Его исследования людей 18-60 лет показывают, что респондентам старше 29 лет вполне присущи категории, типичные для становящейся взрослости. Ученые все чаще говорят, что детство пронизывает нас во взрослом возрасте, и, возможно, процесс взросления протекает в течение всей жизни.
Время делать ревизию
Научный руководитель стратегического проекта директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова отметила, что понятия взрослости и «невзрослости» сейчас подвергаются серьезной ревизии. Концепция обучения на протяжении всей жизни подводит нас к тому, что в районе 45 лет люди будут второй раз оканчивать университет или просто учиться непрерывно. И тогда высшее образование перестанет быть признаком становящейся взрослости. Также становится длиннее период репродуктивной активности, меняются социальные нормы, в итоге рождение первого ребенка откладывается. Сейчас мы вольны сами выбирать время дебютов. Кроме того, можно обратить внимание на национальные особенности и особенности поколений. В условиях цифровизации появляются сферы, в которых взросление происходит гораздо быстрее, чем несколько десятков лет назад. Еще в середине XX века женщины во Франции не имели права самостоятельно открыть банковский счет, а сейчас дети обучаются финансовой грамотности начиная со школы и принимают некоторые решения гораздо быстрее, чем раньше. В связи с этим, возможно, необходимо пересмотреть, какие именно события считать критериями становящейся взрослости.