Путеводитель по страхам и ожиданиям: что говорят студенты о высшем образовании

Исследователи НИУ ВШЭ опросили более 5 000 студентов российских вузов, чтобы понять, что мотивирует новое поколение получать высшее образование.

Путеводитель по страхам и ожиданиям: что говорят студенты о высшем образовании

В современной России наблюдается три тенденции в сфере высшего образования и трудоустройства. Во-первых, абитуриенты сталкиваются с изменением университетского ландшафта — выделением наиболее востребованных вузов, где, по всеобщему мнению, учатся самые талантливые студенты. Во-вторых, с каждым годом студенты и родители повышают требования к университетам в части образования и воспитания. Эта тенденция связана и с третьей — рынок труда кажется выпускникам неопределенным, ведь все большее значение приобретают универсальные компетенции, «soft skills». Чего же на самом деле боятся студенты и какие у них ожидания от университетской жизни?

На этот вопрос ответили ученые НИУ ВШЭ. 19 сентября состоялся семинар в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Исследователи Иван Груздев, Ксения Вилкова, Екатерина Орел, Тарас Пащенко, Ксения Тарасова и Даниил Талов описали взаимодействие студентов с образовательной средой российских университетов, опираясь на данные лонгитюдного исследования «Модели образовательного поведения студентов и их связь с показателями успешности», которое реализуется в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» государственной программы «Приоритет 2030».

Ученые опросили более 5 000 студентов, поступивших в университеты в 2022 году, из девяти ведущих российских вузов. Респонденты отвечали на вопросы о мотивации получения высшего образования, целях, которые ставили перед собой в начале учебы, страхах и ожиданиях от обучения в университете. Исследователи также учитывали уровень критического мышления опрошенных, их опыт школьного обучения, психологические установки.

Выборка исследования состояла из студентов, которые учатся на четырех укрупненных направлениях подготовки: инженерные, компьютерные, естественные и гуманитарные науки. В каждом университете для участия в опросе студенты отбирались случайным образом: внутри каждой образовательной программы были отобраны учебные группы, которые проходили тестирование и опрос. В выборке 74% опрошенных студентов учатся на бюджетной основе, 94% поступили в вузы сразу после школы и 79% студентов, чьи родители получили высшее образование.

В ходе опроса ученые узнали мотивацию абитуриентов поступать в университеты. 70% опрошенных считают, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру, а также облегчает достижение жизненный целей. Однако только 18% студентов уверены в том, что без диплома человек обречен на низкооплачиваемую и непрестижную работу. Только четверть опрошенных не согласились с тем, что значение высшего образования часто преувеличивают, и в современном мире можно сделать удачную карьеру без него.

Более половины опрошенных студентов ответили, что приняли решение поступить в университет, чтобы получить специальные знания, стать профессионалом и улучшить шансы на трудоустройство и карьерное развитие. Немного меньше — 44% студентов — сказали, что пошли получить высшее образование, потому что хотели развиваться как личность. 27% опрошенных ожидают получить жизненный опыт и развить личностные качества: критическое мышление, навыки коммуникации и аналитические способности. Каждый шестой студент поступил в университет, чтобы оказаться в образованной среде и повысить социальный статус, а каждый десятый — чтобы не служить в армии и «потому что так принято».

Студенты, поступившие в высшие учебные заведения в 2022 году, рассказали и о своих ожиданиях от учебы. Оказалось, что больше всего студенты надеются подружиться со сверстниками и единомышленниками — так ответило 87% опрошенных. Посещать студенческие вечеринки хотела бы половина респондентов — это говорит о важности социальной составляющей университетской жизни. Говоря об учебе, более 82% опрошенных также упомянули, что намереваются получать только хорошие оценки, а 70% сказали, что планируют участвовать в научных исследованиях и проектах. Ученые также выяснили, чем студенты хотели бы заниматься дополнительно: больше студентов планируют посещать творческие кружки и культурные мероприятия в вузах, нежели спортивные секции.

Трудности — еще один блок вопросов исследователей, на которые отвечали студенты. Оказалось, что самая большая проблема для студентов — это совмещение работы с учебой, так ответил каждый пятый респондент. К распространенным страхам 17% студентов относились финансовые трудности, не связанные с оплатой обучения, потеря интереса к учебе и отсутствие взаимопонимания с преподавателями. Каждый десятый опрошенный студент также боится столкнуться с трудностями проживания в общежитии или не найти общего языка с одногруппниками.

Больше всего респонденты боятся отчисления — этот страх преследует 51% опрошенных. Немного меньше, 48% учащихся, боятся критики родителей за плохие оценки. Ученые предполагают, что с этими страхом связан и тот факт, что 63% опрошенных студентов готовы списывать на экзаменах, чтобы получить хорошие оценки.

На основе масштабного опроса ученые так же ответили на важный вопрос о том, коррелируют ли эпистемические убеждения и активные педагогические практики с критическим мышлением студентов. Исследователи узнали, как связаны вера в то, что студенты знают или могут знать, со способностью опрошенных строить причинно-следственные связи и аргументировать утверждения. Оказалось, что школьные практики, например просьбы объяснить свои суждения учителям и одноклассникам, положительно связаны с уровнем критического мышления. Напротив, такие убеждения, как «умными рождаются», отрицательно корректируют со способностью человека формировать собственную позицию.

«Можно предположить, что активные школьные практики могут развивать одновременно и критическое мышление, и установку на рост. И в какой-то момент сама установка на рост может способствовать развитию критического мышления», — отмечают ученые стратегического проекта.