Максимальный разрыв в зарплатах мужчин и женщин после выпуска из техникумов и колледжей — в гуманитарных науках

Девушки и юноши, обучающиеся в колледжах, техникумах и профучилищах, по-разному выбирают образовательные и трудовые траектории, у них разные предпочтения относительно профессий и специальностей. Эти выборы в значительной степени отражаются на стартовых зарплатах и карьерных перспективах. Ученые ВШЭ исследовали особенности гендерных различий в системе среднего профессионального образования на основе данных мониторинга трудоустройства Роструда.

Максимальный разрыв в зарплатах мужчин и женщин после выпуска из техникумов и колледжей — в гуманитарных науках

Unsplash

Образовательные предпочтения девушек и юношей

Среди выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) юношей втрое больше, чем девушек. А в программах подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) — примерно одинаково.

По данным мониторинга трудоустройства выпускников Роструда, наибольшим спросом среди девушек пользуются науки об обществе (44,8% для ППКРС, 39,2% для ППССЗ). Самые популярные профессии и специальности — «Сервис и туризм», «Экономика и управление», «Юриспруденция». Технические специальности выбирают около 40% девушек в программах подготовки квалифицированных рабочих и служащих и 20% в программах подготовки специалистов среднего звена, хотя преобладают в этом направлении мужчины. Чаще всего это профессии «Технологии легкой промышленности», «Информатика и вычислительная техника», «Техника и технологии строительства». У женщин-специалистов среднего звена самые востребованные технические специальности — «Промышленная экология и биотехнологии», «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», «Информатика и вычислительная техника». Медицинское образование выбирают 20% девушек, обучающихся на специалистов среднего звена, и 2% — обучающихся на квалифицированных рабочих и служащих. Самый высокий спрос здесь на такие специальности, как «Сестринское дело» и «Клиническая медицина».

Подавляющее большинство юношей получают инженерно-техническое образование (83,3% в ППКРС, 67,8% в ППССЗ). Самые востребованные профессии для квалифицированных рабочих и служащих — «Техника и технологии наземного транспорта» (30,2%), «Машиностроение» (22,5%), «Техника и технологии строительства» (12,6%). Более 12% выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих оканчивают колледж по специальности «Сельское, лесное и рыбное хозяйство». У специалистов среднего звена наибольшим спросом пользуются специальности «Техника и технологии наземного транспорта» (15,2%), «Информатика и вычислительная техника» (10,9%), «Техника и технологии строительства» (8,6%). Также популярны у мужчин образовательные специальности юридического и экономического направления.

После учебы: вуз или работа?

После получения среднего профессионального образования девушки чаще продолжают обучение, чем юноши, независимо от уровня получаемой квалификации. При этом более половины выпускников программ подготовки специалистов среднего звена, как мужчин, так и женщин, совмещали учебу с работой (63% женщин и 52% мужчин). Для выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих совмещение учебы и работы характерно в меньшей степени (около 40% юношей и девушек).

Продолжая обучение в системе высшего образования, девушки в большей степени, чем юноши, склонны менять специализацию. Особенно это заметно на уровне квалифицированных рабочих и служащих. Выпускницы таких программ в вузах чаще всего выбирают «Науки об обществе», «Образование и педагогические науки», «Инженерное дело и технические науки», реже — «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки». У юношей в приоритете только две области высшего образования: общественные науки и инженерно-технические специальности.

Среди специалистов среднего звена распределение по областям высшего образования имеет меньшую вариативность. Большинство выпускников — как юношей, так и девушек — остаются на тех же специальностях или выбирают близкие к ним. Самые популярные направление и у тех, и у других — «Науки об обществе», несмотря на перенасыщение рынка труда дипломированными юристами и экономистами.

Различия в заработных платах выпускников

Молодые женщины и мужчины одной квалификации зарабатывают по-разному. Окончившие программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих девушки в среднем получают 70,7% от зарплаты юношей (23,6 тыс. руб. против 33,4 тыс. руб. в месяц, по данным мониторинга Роструда за 2017-2021 годы), выпускницы программ подготовки специалистов среднего звена — 79,8% (30,4 тыс. руб. против 38,1 тыс. руб.). Разрыв сохраняется и в случае получения высшего образования: зарплата женщины составляет в среднем 75% от зарплаты мужчины.

Выпускники естественно-научного направления имеют наименьший разрыв в заработной плате — 6,8% (у женщин ежемесячная зарплата составляет 34,8 тыс. руб., у мужчин 37,3 тыс. руб.). А в направлении «Гуманитарные науки» этот показатель больше в 4,7 раза — 31,9% (31,2 тыс. руб. и 45,8 тыс. руб.).

Для выпускников программ подготовки специалистов среднего звена наиболее ощутимый разрыв (более 30%) наблюдается в гуманитарных науках, для выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих эта разница в 3 раза меньше. Гендерный разрыв, превышающий 25%, зафиксирован для специалистов технических специальностей и работников сельского хозяйства независимо от квалификации выпускников.

Гендерная дифференциация заработной платы связана с образовательной сегрегацией. Девушки склонны выбирать специальности, связанные с образованием, гуманитарной и социальной сферами, трудоустраиваются в бюджетный сектор, в сферы с более низким уровнем оплаты труда. Подавляющее большинство юношей (от 68 до 83% в разные годы) получают инженерно-техническое образование и заняты в высокооплачиваемых секторах экономики, — резюмируют авторы исследования.

Эти и другие результаты исследования системы СПО вошли в аналитический доклад «Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда», подготовленный Лабораторией исследований рынка труда совместно с Центром развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ. Исследование было проведено в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» под руководством Сергея Рощина. В его основу легли данные общероссийской базы «Мониторинг трудоустройства выпускников», объединяющей информацию об образовании и дальнейшем трудоустройстве россиян.