Учеба и работа — в чем плюсы и минусы для студентов колледжей

Стоит ли совмещать работу с учебой? Почти две трети учащихся российских колледжей, техникумов и профучилищ выбирают такой путь, и для большинства выгоды очевидны. Однако, как показывает анализ статистики, по некоторым специальностям двойная нагрузка не дает зарплатных преимуществ после выпуска. Эти эффекты оценили исследователи Вышки.

Учеба и работа — в чем плюсы и минусы для студентов колледжей

Unsplash

По данным Мониторинга трудоустройства выпускников Роструда, около 62% всех выпускников среднего профессионального образования (СПО), вышедших на рынок труда, работали во время учебы. Этот показатель в 1,5 раза выше, чем у выпускников вузов.

Зарплатные преимущества

Совмещение учебы с работой дает преимущество в заработной плате и в программах подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС), и в программах подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). В первом случае средняя зарплата выпускников, не совмещавших учебу с работой, в 2021 году составила 21,9 тыс. руб., а совмещавших — 24,5 тыс. руб., что на 10,6% больше. Во втором случае эти показали оцениваются в 25,7 тыс. руб. и 28,3 тыс. руб. соответственно, а разница — в 9,2%. В среднем выигрыш от совмещения для выпускников среднего профессионального образования составляет 9,7%. При этом для выпускников вузов он выше — 25%.

По специальностям преимущество в зарплате распределяется неравномерно. Среди выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих больше всего выигрывают выпускники трех направлений: «Математические и естественные науки» (+22,6%), «Науки об обществе» (+12,4%), «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» (+10,6%). Профессии программиста, компьютерного техника и системного администратора не только пользуются спросом, но и позволяют накапливать специфический рабочий стаж, в том числе в крупных ИТ-компаниях, уже во время обучения. Общественно-научные направления выпускают рабочих и служащих широкого профиля, которым для начала трудовой деятельности не нужны специфические навыки. Это, например, работники сервиса услуг и туризма, кассиры, операторы-диспетчеры. Напротив, некоторые профессии дают зарплатное преимущество благодаря узкой специализации (здесь можно назвать гидрометеонаблюдателей или мастеров животноводства).

В программах подготовки специалистов среднего звена картина немного меняется. Максимальные различия статистика показывает по направлениям «Гуманитарные науки» (+ 20,4%), «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» (+15,0%) и «Инженерное дело и технические науки» (+13,1%).

Особенно интересно, что в системе ППССЗ есть область, где совмещение учебы и работы оказывается невыгодным. Это направление «Образование и педагогические науки», на котором готовят будущих коррекционных педагогов и специалистов по дошкольному образованию. Выпускники, не совмещавшие учебу и работу, получают в среднем 29,5 тыс. руб. в месяц, а совмещавшие — 28,2 тыс. руб., то есть на 4,6% меньше. Причина, вероятно, в том, что работа с детьми накладывает больше обязательств и требует специфических знаний и навыков. И если студенты решаются на совмещение, то часто выбирают вакансии, которые не требуют квалификации и являются низкооплачиваемыми, поскольку работу по профессии найти сложно.

Что важнее: совмещение или красный диплом

Что обладает большим эффектом: усердная учеба или опыт работы? И то, и другое является преимуществом и указывает на важную характеристику работника — производительность труда.

Однако и здесь есть исключения. Самый яркий пример —  программа подготовки специалистов среднего звена «Математические и естественные науки». Здесь средняя зарплата выпускников с красным дипломом, не совмещавших работу и учебу, достигает 68,8 тыс. руб., а совмещавших — 45,8 тыс. руб., что на 50,2% ниже. Такая же тенденция, но с меньшей разницей — в областях «Образование и педагогические науки» (–7,1%) и «Искусство и культура» (–1,6%). Вероятно, это может быть связано со спецификой некоторых профессий, для которых теоретические знания, полученные во время обучения, важнее практического опыта работы, зачастую не связанного с профилем обучения.

Разница по регионам

Больше всего работающих студентов среднего профессионального образования — в Северо-Западном федеральном округе (70,2% на программах подготовки квалифицированных рабочих и служащих и 62,7% на программах подготовки специалистов среднего звена) и Петербурге (68,6% и 64,7%). Меньше всего — в Северо-Кавказском федеральном округе (47,6% и 48,2%).

Наибольшую прибавку в заработной плате в результате совмещения учебы и работы выпускники программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих получают в Приволжском и Сибирском федеральных округах (10,3% и 23,1% соответственно), а выпускники программ подготовки специалистов среднего звена — в Москве и Сибирском федеральном округе (10,1% и 14,3% соответственно).

 

Эти и другие результаты исследования системы СПО вошли в аналитический доклад «Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда», подготовленный Лабораторией исследований рынка труда совместно с Центром развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ. Исследование было проведено в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» под руководством Сергея Рощина. В его основу легли данные общероссийской базы «Мониторинг трудоустройства выпускников», объединяющей информацию об образовании и дальнейшем трудоустройстве россиян.