Важнее подчеркивать успехи школьника, чем указывать ему на ошибки

Как помочь ребенку стать успешным? Несмотря на то, что в этом заинтересованы и родители, и учителя, их мнения иногда оказываются чуть ли не противоположными. Более того, есть еще и третья точка зрения, которая отражает результаты академических исследований. Ученые ВШЭ сопоставили три позиции и нашли важные несовпадения — именно они указали на потенциальные зоны роста.

Важнее подчеркивать успехи школьника, чем указывать ему на ошибки

Unsplash

В исследованиях, посвященных преодолению школьной неуспешности, часто уделяется внимание причинам и механизмам работы с этой проблемой, изучается мнение педагогов. Значительно реже сравнивается мнение учителей и родителей в привязке к различным практикам. Такой сравнительный анализ в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» провели научный сотрудник Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ Роксана Байрамян и аналитик Центра общего и дополнительного образования НИУ ВШЭ Елена Овакимян. Результаты своей работы они представили в докладе «Неуспешность учащихся начальной школы глазами учителей и родителей» в рамках семинара «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление».

Школьная неуспешность и ее причины

От 15 до 40% учащихся начальных классов испытывают различные трудности в процессе школьного обучения. Разница точек зрения учителей и родителей проявляется уже в том, как они определяют школьную неуспешность. Ряд признаков совпадает, например, неусидчивость, невнимательность, импульсивность, несамостоятельность, отсутствие интереса к учебе. Учителя добавляют к этому списку замкнутость, неактивность на уроках, страх отвечать. А родители — отсутствие самоорганизации и конфликтность.

Еще сильнее отличаются представления о причинах неуспешности. Учителя считают, что успех в школе определяется семьей, а родители — что школой. Доказательная педагогика приходит к несколько иным выводам, и сопоставление этих точек зрения весьма показательно.

Так, с точки зрения учителя, причины школьной неуспешности состоят в:

  1. Незаинтересованности родителей в учебе детей;
  2. Отсутствии контроля со стороны родителей за выполнением домашних заданий и выявлением пробелов в знаниях;
  3. Низком уровне учебной мотивации;
  4. Особенностях развития и здоровья детей.

С точки зрения родителя, к основным факторам относятся:

  1. Школьная среда (сложности с адаптацией);
  2. Взаимоотношения с учителем;
  3. Семейный фактор;
  4. Межличностные отношения, в том числе с одноклассниками;
  5. Личностные качества ребенка;
  6. Здоровье и особенности развития.

А вот с точки зрения науки неуспешность определяется:

  1. Излишним стремленим ускорить развитие ребенка;
  2. Сменой режима дня;
  3. Стилем отношений значимых взрослых;
  4. Невниманием к индивидуальным особенностям ребенка.

Например, многие учителя считают, что родитель должен проверять домашнее задание ребенка, чтобы тот сдал его учителю уже без ошибок. Однако в таком случае педагог не выполняет диагностическую функцию. На самом деле ошибки — важная информация для преподавателя, именно они дают понять, что конкретно не получается у ученика, на что важно обратить внимание. Исследовательницы отмечают, что противоположные представления важно приводить к общему мнению, именно в сфере несовпадений описанных мнений лежит поле необходимой работы.

Как помочь ребенку стать более успешным

Так же можно сравнить меры профилактики и преодоления неуспешности. Чтобы «подтянуть» отстающего ребенка, учителя организуют дополнительные занятия (например, продленку) и индивидуальные консультации — что, правда, не всегда бывает эффективно, иногда дети отбывают их формально. Активно включаются в работу специалисты службы сопровождения — учителя отмечают это и благодарят их. Кроме того, учителя много говорят о дифференцированном подходе, но относятся к нему с некоторым предубеждением, опасаясь, что ребенок, которого выделяют и дают отдельные задания, может стать объектом насмешек. Есть сложности и с групповой работой (при которой сами дети помогают друг другу) — учителям сложно оценить вклад каждого по отдельности.

Исследователи же называют дифференцированный подход и групповую работу одними из самых эффективных методов. Важна и командная работа педагогов (чтобы она была действительно слаженной и системной, необходимо проверять, как она выстраивается), развернутая обратная связь. Отдельный пункт — выделение значимости успехов, причем важнее подчеркивать успех, чем корить за неудачи, особенно для младших школьников.

Учителя отмечают, что стараются похвалить ребенка, но все-таки в большей степени они стараются указать на какие-то недостатки, это тоже отмечается в интервью с учителями в противовес тому, что говорят исследователи, и это очень заметно, — подчеркивает Елена Овакимян.

Родительские методы — похвала за успехи, обращение к формам дополнительного образования, в частности к репетиторам, регулярные беседы с детьми. Исследователи добавляют в этот список еще один важный пункт — создание комфортных и доверительных отношений в семье.

Дети, находящиеся в позитивно ориентированной домашней среде, формируют соответствующие паттерны поведения в различных сферах жизнедеятельности, и более благоприятная, комфортная и безопасная домашняя среда обуславливает соответствующий успех в других сферах при иных экстернальных факторах, — говорит Роксана Байрамян.

Объединение родителя с учителем в команду является первостепенной необходимостью именно потому, что родители склонны возлагать вину за неуспешность ребенка на школу и сложные отношения с учителями. Активная вовлеченность родителей (посещение родительских собраний, участие в родительском комитете и в различных школьных программах) способствует эмоциональной и академической адаптации и социальной успешности детей.

Выводы исследования

Авторы этого исследования фиксируют разрыв в понимании школьной неуспешности родителями и учителями. И те, и другие считают, что успешность ребенка зависит в основном от наличия или отсутствия у него определенных индивидуально-личностных и мотивационных характеристик, а также от семейной и школьной среды. Но при этом, когда речь заходит о конкретных мерах по профилактике и преодолению неуспешности, этот широкий диапазон категорий сужается исключительно до академических результатов.

Действительно, мы видим, что учителя знают о многих практиках, учителя в курсе, как лучше взаимодействовать с ребенком на уроке. Но при этом возникают ситуации, когда это становится особенно трудно, учитывая, что учителя работают в две смены, учитывая переполненность классов. Учителям нужна поддержка и выстраивание системы профилактики и преодоления школьной неуспешности со стороны администрации. Нужна поддержка для того, чтобы грамотно включать родителей в партнерство со школой по обучению детей и выстраивать такую работу целенаправленно и систематически, — резюмирует Елена Овакимян.

Исследование проведено на основе материалов глубинных интервью с 35 информантами (20 учителей и 15 родителей, все информанты — женщины) и более 40 научных источников (научные статьи, метаанализы, учебные пособия, методические рекомендации).