Исследователи ВШЭ разработали подходы к прогнозированию и моделированию трансформации образовательных систем в регионах РФ

Современные образовательные системы уже не могут рассматриваться в отрыве от трендов нового времени: гибридное обучение, коучинг в соцсетях, домашняя образовательная среда. Эксперты Института образования изучили факторы, определяющие развитие образования, и разработали методологию прогнозирования с учётом глобальных трендов.

Исследователи ВШЭ разработали подходы к прогнозированию и моделированию трансформации образовательных систем в регионах РФ

В проекте «Разработка и обоснование подходов к прогнозированию и моделированию трансформации образовательных систем в регионах РФ» была разработана методология прогнозирования для двух комплексных показателей развития сферы образования: объем совокупных расходов в расчёте на одного ребёнка и величина вклада образования в экономическое развитие (основная метрика внешних эффектов, создаваемых системой образования). Исследование было реализовано в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет 2030».

Авторы проекта исходили из того, что современная система образования представляет собой экосистему, включающую в себя не только финансируемое из государственного бюджета образование — детсады, школы и вузы, но и ставший значительным сегмент допобразования, включающий репетиторов и услуги Edtech, и даже родительского сообщества.

Евгений Терентьев

«Проведённое командой Института образования исследование посвящено поиску актуальных подходов к построению методологий прогнозов ключевых показателей деятельности образовательных экосистем. В современной ситуации стремительных социально-экономических преобразований представляется важным проводить быструю и релевантную количественную оценку потенциальных эффектов от изменений в сфере образования. В связи с этим мы видим актуальность разработки региональных прогнозных моделей и будем продолжать работу над формированием целостного видения всей совокупности факторов, определяющих развитие образования на уровне региона», — отметил директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев.

В качестве исходных данных эксперты использовали статистические индикаторы, характеризующие состояние экономики и образовательной сферы РФ — объёмы федерального и консолидированных региональных бюджетов, величины государственного финансирования и расходов домохозяйств на образование, темпы роста валового регионального продукта, а также комплекс независимых переменных, включающих в себя различные показатели, характеризующие региональные образовательные системы и ряд контрольных переменных.

В результате была подготовлена модель анализа изменений территориальных образовательных систем на основе экосистемного подхода. Модель определяет зависимость исследуемых и прогнозируемых показателей от неуправляемых или слабоуправляемых в краткосрочной перспективе на уровне региона факторов — демографических и экономических трендов, а также от управляемых факторов — изменений региональных и муниципальных бюджетов на образование и поддержку групп риска, активности в регионе негосударственных участников экосистемы образования.

Особое место в проведённом исследовании занял анализ влияния университетов на комплексное социально-экономическое развитие регионов. Университеты становятся связующими звеньями между разными типами стейкхолдеров и кластерными сетями на локальном уровне, способствуя экономическому росту регионов и развитию сферы культуры. В исследовании представлены алгоритмы построения сценарных прогнозов величины вклада вузов в экономическое развитие региона.

Сформированный набор показателей и алгоритмов можно применять при разработке подходов к развитию образования на региональном и национальном уровнях.