Нарциссизм, трудолюбие и проактивность: ученые Вышки назвали ключевые качества успешных предпринимателей
Исследование было реализовано в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». В проекте участвовали 15 человек, в том числе студенты и аспиранты НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, которые получили ценный опыт исследовательской деятельности. Проект был посвящен анализу проактивности молодых людей с точки зрения влияния личных качеств, университетской среды и семьи. Особое внимание в рамках проекта уделялось факторам успеха студенческого бизнеса.
На индивидуальном уровне были исследованы такие характеристики, как нарциссизм, трудоголизм, уровень субъективного благополучия, проактивность, предпринимательская самоэффективность, индивидуальная предпринимательская ориентация и пол студентов-предпринимателей. Исследования доказали, что на предпринимательскую активность студентов оказывают влияние факторы окружающей среды: ближайшее окружение (влияние семьи, друзей) и университетская среда, представленная предпринимательским образованием, инфраструктурой и культурой. Помимо этого, было доказано, что институциональная среда в виде национальных ценностей также оказывает влияние на предпринимательскую вовлеченность студентов, особенно женщин. Для анализа были использованы эмпирические данные международного проекта «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» (GUESSS) за 2018 и 2021 годы, который направлен на изучение предпринимательских намерений студентов по всему миру.
По итогам проекта исследовательская команда опубликовала 4 научные статьи, все в журналах списка А НИУ ВШЭ, при этом 3 статьи были написаны в соавторстве со студентами Школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. В статье «The entrepreneurial gender gap: The role of in-group support and national embeddedness values in young women’s entrepreneurship» (International Small Business Journal) представлены результаты, которые показывают, что образовательная среда и семейное окружение становятся ключевыми элементами, стимулирующими студенческое предпринимательство, особенно среди молодых женщин. В работе «Students’ individual entrepreneurial orientation and the scope of startup activities in Russia: The role of university infrastructure» (International Journal of Management Education) подчеркивается важность поддержки студенческих предпринимательских инициатив со стороны университета. Ученые доказали, что студенты, которые хотят открыть свое дело, с большей вероятностью будут преуспевать в этом, если они находятся в университете с сильной предпринимательской культурой и получают бизнес-образование.
О роли нарциссизма и трудоголизма на результаты деятельности компаний команда исследователей рассказала в статье «Narcissism, workaholism, family support and new venture performance: A moderated mediation model» (Small Business Economics). Оказалось, что трудоголизм предпринимателей является механизмом, через который нарциссизм влияет на результаты деятельности студенческих фирм. Более того, работоспособность нарциссических основателей положительно связана с результатами деятельности молодых компаний, однако эмоциональная поддержка семьи может ослабить эту связь. В статье «Business model innovation and young firm performance: The role of founder personality» (IEEE Transactions on Engineering Management) ученые доказали, что инновации в бизнес-моделях положительно влияют на результаты деятельности фирмы, а трудоголизм основателя усиливает это положительное влияние. Более того, нарциссизм увеличивает влияние работоспособности на связь между новшествами в бизнес-моделях и результатами деятельности компании. Таким образом, студенты-основатели, которые трудолюбивы и нарциссичны, с большей вероятностью преуспеют в реализации инноваций в бизнес-моделях и улучшении результатов деятельности своих молодых компаний.
Результаты проекта вносят вклад в развитие нескольких теорий — таких как, как теория стратегического лидерства, семейной укорененности, социальной укорененности, теории самоэффективности, теории запланированного поведения, ресурсной теории. Помимо этого, был сделан вклад в литературу в области студенческого предпринимательства, женского предпринимательства, семейного предпринимательства, а также выявлены дополнительные факторы на индивидуальном, организационном и национальном уровнях, способствующие развитию предпринимательской деятельности среди студентов как формы самостоятельной деятельности.
Результаты данного проекта могут быть использованы для разработки серии обучающих программ (тренингов) для развития предпринимательского поведения среди студентов; формирования предпринимательского профиля студента/выпускника и корректировки индивидуальной траектории обучения; формирования университетской инфраструктуры, способствующей созданию и развитию предпринимательства среди студентов; формирования и развития активностей и образовательных инноваций для развития предпринимательской деятельности среди студентов; разработки инструмента измерения уровня предпринимательского поведения и намерений среди студентов.