От теории к практике: кейсы ведущих вузов страны по развитию «мягких навыков»

В свет вышла книга «Развитие универсальных компетенций в российских университетах», написанная в соавторстве с исследователями четырех российских вузов. В центре внимания ученых — проблема недостаточного развития «мягких навыков» выпускников и пути ее решения.

От теории к практике: кейсы ведущих вузов страны по развитию «мягких навыков»

На современном рынке труда работодатели высоко ценят универсальные компетенции, например критическое мышление, креативность, принятие решений, системное мышление, коммуникация, командная работа, лидерство и самоорганизация. Однако исследование, проведенное сервисом Работа.ру, показало, что уровень развития этих способностей у выпускников вузов не соответствует ожиданиям современных работодателей. Согласно опросам, 40% из них считают, что молодым сотрудникам придется учиться необходимым навыкам, в том числе «мягким», уже на рабочем месте.

Развитие этих компетенций в российских университетах в последние годы вызывает озабоченность не только у работодателей. Ведущие ученые в области образования подтверждают, что приобретение студентами универсальных компетенций в вузах снижается, несмотря на их важность на рынке труда. По данным последних исследований, только 8% выпускников обладают необходимыми мягкими навыками. Результаты опросов и научных работ говорят о необходимости уделять больше внимания развитию универсальных компетенций в российском образовании и направить все силы на подготовку студентов к меняющемся миру и развивающемуся рынку труда.

Для решения этой проблемы был создан консорциум вузов по развитию универсальных компетентностей, среди которых — Высшая школа экономики, Университет ИТМО, Уральский федеральный университет, Томский и Тюменский государственные университеты. Вузы проводят масштабные исследования в этом направлении, а также сотрудничают в объединенном формате, чтобы разработать программы формирования и оценки универсальных компетенций студентов.

Первые результаты работы консорциума освящены в книге «Универсальные компетенции в российских университетах», соавторами которой стали Тарас Валерьевич Пащенко, заведующий лабораторией проектирования содержания образования НИУ ВШЭ, Полина Олеговна Крайнова, аналитик лаборатории проектирования содержания образования НИУ ВШЭ, и Юлия Николаевна Корешникова, доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук и административный руководитель стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». В рамках программы «Приоритет-2030» стратегический проект изучает агентность человека и факторы его благополучия, в том числе на современном рынке труда.

Научная работа «Универсальные компетенции в российских университетах» будет представлена на Международной конференции по высшему образованию. Участники форума вместе со специалистами из разных областей рассмотрят подходы к формированию учебной среды, основные аспекты программ и методы оценки «мягких навыков». Книга — первый материальный результат сотрудничества вузов, объединенных в один консорциум. В ней представлены кейсы и результаты развития универсальных навыков среди студентов УрФУ, ТГУ, ТюмГУ и НИУ ВШЭ.