Влияние аграрных субсидий на сельскую занятость: оценка экспертов

В рамках реализации Стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» Институт аграрных исследований НИУ ВШЭ спрогнозировал динамику и скорость изменения занятости в сельском хозяйстве с учетом субсидирования сельхозпроизводителей. Согласно выводам исследования, государственная поддержка АПК должна сопровождаться мерами по переобучению или повышению квалификации работников в контексте трансформации кадровой потребности самого сельского хозяйства и смежных отраслей.

Влияние аграрных субсидий на сельскую занятость: оценка экспертов

© iStock

Технологическая модернизация сельского хозяйства сопровождается изменениями на рынке труда: уменьшается зависимость от низкоквалифицированной рабочей силы, повышается спрос на специалистов с «городскими» компетенциями. Чтобы избежать негативных последствий, вызванных оттоком сельского населения и безработицей, государство активно применяет различные меры поддержки занятости, в том числе субсидируя сельхозпроизводителей. Однако не все применяемые меры оказывают значимый положительный эффект.

Никулина Юлия Николаевна

Юлия Никулина, эксперт Института аграрных исследований 

Выполненное в рамках проекта исследование — это первый шаг в работе по поиску и адаптации количественных методов прогнозирования сельской занятости. А рассмотренные аграрные субсидии — один из множества влияющих факторов. Значительный интерес представляет сельско-городское взаимное влияние, особенно обмен трудовыми ресурсами и распространение городских бизнесов и типов занятости в сельской местности. Разрабатываемые методики прогнозирования способны качественно повысить эффективность реализации Госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий», включающей конкретные количественные показатели по сельской занятости до 2030 г.

Как отмечается в исследовании «Прогнозирование сельской занятости на основе количественных методов анализа воздействующих факторов (на примере аграрных субсидий)», положительное влияние господдержки АПК на занятость связано с выживанием большего количества хозяйств, а отрицательное — с ускоренным замещением труда капиталом. В этих условиях конечный результат субсидирования зависит от комбинации факторов: вида субсидий, структуры сельхозпроизводителей, региональных особенностей, качества человеческого капитала.

Разнонаправленный эффект господдержки сельского хозяйства на рынок труда характерен для большинства стран и исследуется как профильными органами власти, так и научным сообществом. В частности, подробный обзор нескольких десятков исследований о роли субсидий в создании рабочих мест в сельской местности был подготовлен по заказу Комитета Европейского парламента по сельскому хозяйству. Лишь в 9 отчетах сообщалось о положительном воздействии, в 16 исследованиях было зафиксировано негативное влияние и в 14 — смешанное или полное отсутствие корреляции между субсидированием и уровнем занятости.

Неоднозначный эффект субсидирования подтверждается и в России. Как показали проведенные в рамках исследования расчеты, инвестиционные субсидии, предоставляемые сельскохозяйственным предприятиям на уплату процентов по долгосрочным инвестиционным кредитам, снижают занятость в секторе сельхозпроизводителей, поскольку стимулируют замещение труда капиталом, но увеличивают занятость в смежных секторах. А производственные субсидии, предоставляемые в виде платежей за реализованную продукцию или компенсаций затрат, сокращают занятость в сельхозпредприятиях, но стимулируют ее рост в фермерских и подсобных хозяйствах.

В связи с тем, что отдельные виды субсидий могут как сокращать занятость в сельском хозяйстве, так и способствовать ее росту, прогноз перспективы развития аграрного рынка труда требует качественных оценок изменения структуры занятости в сельском хозяйстве, пищевой промышленности и смежных отраслях.

Сравнение структуры занятости в сельском хозяйстве и смежных отраслях в России и США

  Фактические данные о занятости по подотраслям АПК, структурированные по укрупненным группам – «производство» (животноводство и растениеводство, охота, лесоводство, рыболовство и рыбоводство), «переработка» (производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий; текстильное и кожевенное производство), «услуги» (торговля сельхозсырьем и продовольствием и/или общественное питание)
Фактические данные о занятости по подотраслям АПК, структурированные по укрупненным группам – «производство» (животноводство и растениеводство, охота, лесоводство, рыболовство и рыбоводство), «переработка» (производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий; текстильное и кожевенное производство), «услуги» (торговля сельхозсырьем и продовольствием и/или общественное питание)
Источник: Институт аграрных исследований НИУ ВШЭ

В индустриально развитых странах за прошедшие 10 лет не наблюдается почти никакого изменения в структуре занятых по подотраслям, связанным с сельским хозяйством, при этом доля занятых в переработке и услугах существенно превосходит долю занятых в производстве. Сложившуюся на Западе структуру занятости в сельском хозяйстве, пищевой промышленности и смежных отраслях можно считать ориентиром среднесрочного прогноза кадровых потребностей российского АПК, предполагающим большую потребность в специалистах сферы переработки, маркетинга, хранения, логистики сельхозсырья и продовольствия.

Закрыть эту потребность без изменения системы образования на селе невозможно. Необходимо изменить стандарты и требования к квалификации аграрных специалистов, ввести обучение новым профессиям с учетом возросшей технологичности производства, выстроить взаимодействие между бизнесом и наукой, организовать довузовскую профориентацию в АПК. Образовательная система должна быть готова и к подготовке специалистов неаграрных компетенций для сельской местности: в сфере туризма и сервиса, бытового обслуживания, общественного питания.

© iStock

С учетом неоднозначного влияния аграрных субсидий на повышение сельской занятости специалисты Института аграрных исследований НИУ ВШЭ подготовили ряд рекомендаций для профильных федеральных и региональных органов власти. Среди них — корректировка аграрного бюджета в пользу увеличения финансирования общих услуг и развитие сельской инфраструктуры: дорог, связи и интернета, консультационных служб, поддерживающих сельхозпроизводство.

Также рекомендуется включить в фокус аграрной политики малые формы хозяйствования, КФХ и ЛПХ. Помимо важности в вопросе обеспечения продовольственной безопасности страны этот сектор выступает буфером занятости, абсорбируя избыточную рабочую силу в случае отставания процесса формирования неаграрных рабочих мест в сельской местности от темпов технологической модернизации АПК и сокращения его потребности в кадрах, а также в кризисные периоды.