Жизнь под санкциями: поможет ли России опыт СССР?

На протяжении своей истории СССР неоднократно сталкивался с санкционным давлением и каждый раз был вынужден прибегать к тем или иным стратегиям по нивелированию влияния санкций на экономику. Может ли советский опыт антисанкционной политики быть востребован в современных условиях? Ответ на этот вопрос попытались найти авторы экспертного доклада «Экономический рост СССР в условиях санкций», подготовленного в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста».

Жизнь под санкциями: поможет ли России опыт СССР?

© iStock

В докладе показано, что, несмотря на усилия стран-инициаторов, санкции, как правило, не достигали непосредственных целей (яркие примеры — трубопроводное и зерновое эмбарго). Санкции, вероятно, сказывались на эффективности советской экономики, но активными мерами внешней и внутренней политики удавалось минимизировать ущерб. В то же время оценить его общий масштаб крайне трудно из-за таких особенностей, как плановое хозяйство, нерыночное ценообразование и, как следствие, отсутствие надежных оценок издержек производства в рыночных ценах. Как показывает проведенный анализ, меры антисанкционной политики советского периода не задействовали инструменты экономической политики, как они понимаются в настоящее время.

Переосмысление опыта экономических санкций против СССР с точки зрения вызовов современной России предполагает учет отличий советской плановой экономики и особой советской модели внешней торговли от современных российских, имеющих открытый рыночный характер. Анализ воздействия санкций предполагает использование современной экономической литературы и современных классификаций экономических санкций.

Санкционные случаи против Советского Союза представлены в Банке данных о событиях угроз и введения в действие экономических санкций (TIES). Классификация TIES делит санкции по видам ограничений — на экспорт, импорт, финансовые операции и действия международных соглашений. Санкции также распределены по силе их воздействия и угрозе их применения. Отдельно выделяется категория неэкономических санкций, например, запрет на передвижение.

Рассматривая инструменты внешней торговли как форму давления на СССР, исследователи, как правило, выделяют три категории: экспортные торговые санкции (бойкот), импортные торговые санкции (эмбарго), финансовые санкции. Подобная классификация позволяет авторам доклада упорядочить санкционные кейсы, связанные с СССР, обозначить силу их воздействия на экономику и проанализировать эффективность контрсанкционных мер.

Санкции советского периода, связанные с ограничением высокотехнологичного импорта, были направлены на ослабление советского военного потенциала. В отраслях производства гражданской продукции СССР располагал собственными технологиями, часто неконкурентоспособными и ориентированными на внутренний рынок. В современной российской рыночной экономике высокотехнологичный импорт играет значительно бо́льшую роль, проникая, например, в гражданское машиностроение (компьютеры, станки) или сельское хозяйство (семена). Поэтому российская экономика более уязвима к санкциям на высокотехнологичный импорт, чем экономика СССР.

Важной составляющей санкционного давления на СССР были ограничения взаимодействия в области науки, культуры и спорта. Такая изоляция могла способствовать повышению социального напряжения, что проявлялось в центробежных тенденциях второй половины 1980-х годов. Сегодня такое напряжение также возможно из-за осложнений научного, туристического, гуманитарного и учебного обмена, отсутствия российских команд на международных соревнованиях, выпадения России из глобальных рынков кинопроката, звукозаписи и программного обеспечения разного рода. Влияние этих факторов на рост социального напряжения требует специального исследования.

Более подробно с текстом доклада «Экономический рост СССР в условиях санкций» можно ознакомиться по ссылке в разделе «Публикации»

Авторы доклада: Воскобойников И. Б.Ластовецкий Д. А.Жигайлов А. Д.Александрова П. В.


Доклад подготовлен в ходе реализации стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» по программе развития университета в рамках участия в программе Минобрнауки России «Приоритет 2030». Программа «Приоритет 2030» реализуется в рамках национального проекта «Наука и университеты».