Мотивации студентов нужны тонкие настройки

Мотивации студентов нужны тонкие настройки

В высшем образовании не все гладко: ученые пишут о «существенных сдвигах в образовательном поведении студентов». Речь идет о снижении мотивации и образовательного прогресса за время учебы и о высоком уровне отсева. Группа исследователей Центра социологии высшего образования предлагает решить эту проблему, выявив модели образовательного поведения студентов и предложив «рецепты» для каждого из типов. Исследование выполнено в рамках стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».

В вуз приходят по разным причинам, это во многом объясняет разное поведение и интересы студентов в процессе учебы. Едва ли можно найти «ключик» к каждому, но можно выделить те ментальные модели, которые объяснят культурные различия — в российском контексте это пока не сделано. Авторы исследования — Иван Груздев, Оксана Дремова, Ксения Вилкова и Евгения Шмелева — считают, что для России можно адаптировать новейшую концепцию, предложенную Венди Фишман и Говардом Гарднером в их последней книге. Кстати, в начале уходящего года авторы концепции сами представляли ее российской аудитории на открытом семинаре ВШЭ по образованию.

Согласно этой теории, возможны четыре типа студентов. Те, кто следует инерционной модели, поступили в университет, потому что это своего рода обязанность перед родителями, семьей, окружением. Они не рефлексируют над причинами выбора специальности и не задаются вопросами о ценности высшего образования в целом — эта ступень, которую надо пройти, «потому что так надо». Транзакционная модель предполагает отношение к высшему образованию как к переходному этапу перед выходом на рынок труда, студенты видят образование исключительно через призму будущей карьеры. В рамках исследовательской модели студенты поступают в вуз, чтобы расширить социальные связи и повысить социальный статус. Наконец, трансформационная модель предполагает фокус на саморазвитие: студент приходит учиться, чтобы узнать себя, понять, что именно ему интересно.

Команда Ивана Груздева провела интервью с 60 первокурсниками шести высокоселективных вузов, включая Вышку, чтобы адаптировать типологию ментальных моделей к российским студентам. Более полная адаптация модели еще предстоит, а пока авторы предложили шесть рекомендаций вузам — как поднять мотивацию студентов разных типов:

  1. Создание такой образовательной среды, которая поможет развиваться творчески: это пойдет на пользу студентам, отнесенным к исследовательской и трансформационной моделям.
  2. Четкая формулировка миссии университета: тем, кто руководствуется инерционной моделью, это поможет понять, зачем они здесь.
  3. Развитие внеучебной деятельности, дополнительных активностей позволит лучше развить потенциал студентов, которые придерживаются трансформационной и исследовательской моделей.
  4. Развитие кампусной инфраструктуры создаст нужную атмосферу для тех, кто следует исследовательской модели поведения.
  5. Внедрение гибких образовательных траекторий, когда студенты сами могут выбрать нужные им предметы, будет полезно для тех, кого относят к транзакционной и трансформационной моделям.
  6. Специальные курсы, направленные на развитие универсальных компетентностей, помогут на рынке труда — это умение налаживать контакт с собеседниками, проявлять лидерские качества, быстро адаптироваться к новым условиям.

Авторы исследования пишут, что наличие таких курсов важно для тех, кто следует транзакционной и трансформационной моделям.

Если администрации университетов воспользуются этими советами, многие студенты почувствуют себя лучше в стенах вуза — это скажется и на удовлетворенности учебой, и на желании ее продолжать, и на образовательных результатах. В любом случае, вузам стоит учитывать, что какой-то универсальной меры, которая поднимет мотивацию всех студентов, нет: гипотеза о четырех моделях образовательного поведения еще будет проверяться, но то, что для разных типов студентов нужны разные типы поддержки, уже очевидно.