Студенты от курса к курсу теряют психологическое благополучие

Студенты от курса к курсу теряют психологическое благополучие

Психологам нужно разработать такие интервенции, которые помогли бы студентам сохранять психологическое благополучие на протяжении всей учебы в вузе. Пока есть основания считать, что его уровень постепенно падает от первых курсов к последним. Это только предварительные выводы, сделанные на основе Мониторинга студенческой жизни Вышки за несколько лет: исследования будут продолжены. Об этом рассказали психологи на семинаре стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который был объединен с открытым семинаром ВШЭ по образованию.

Эта проблема тесно связана с темой стратегического проекта. По мнению Марии Чумаковой, руководителя департамента психологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, благополучие можно рассматривать как психологический коррелят успешности (быть успешным — значит комфортно себя чувствовать). Одна из задач стратегического проекта — развивать методики достижения успеха, и в этом контексте важно выявлять факторы, влияющие на снижение благополучия студентов, и думать над их профилактикой

Для исследования были взяты данные Мониторинга студенческой жизни с 2018 по 2021 годы. Респонденты отвечали, в том числе, на вопросы, связанные с мотивацией обучения (она может быть как внутренней — связанной с интересом, саморазвитием, новыми компетенциями, так и внешней — продиктованной карьерными, финансовыми соображениями, стремлением получать высокие баллы, диплом, запросом семьи и общества). Также в исследовании были использованы ответы об адаптации к обучению в университете, об уровне тревоги и заботе о здоровье

Костенко Василий Юрьевич

Василий Костенко, старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ

Студенческий возраст — это emerging adulthood, «взрослость в процессе становления», и вопросы психического здоровья в этом возрасте стоят крайне остро. 7% в этом возрасте имеют высокие риски депрессии, 10% — тревожных расстройств, 5% склонны к употреблению психотропных веществ, всё это выше, чем в среднем по популяции.

13 тысяч ответов (из общей базы в 17,9 тысяч) были использованы как срезовые, остальные рассматривались по лонгитюдной методике — одни и те же студенты отвечали на вопросы мониторинга в течение двух и более лет подряд (все данные студентов были анонимизированы Центром внутренного мониторинга перед их передачей исследователям для анализа).

В рамках «срезового» исследования удалось выделить группу риска: это студенты, которых отличает низкий уровень ощущения принятия и безопасности в университете и внешняя мотивация к учебе.

Исследование факторов, влияющих на попадание в группу риска, включало проверку данных с помощью пяти моделей — проверялось влияние курса (года обучения), бюджетного или коммерческого обучения, гражданства (российского/иностранного), пола и различия по факультетам, направлениям, программам. Ничего, кроме курса, не оказало существенного влияния на результат.

Чумакова Мария Алексеевна

Мария Чумакова, руководитель департамента психологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Мы делаем вывод, что сочетание преобладающей внешней мотивации учиться и низкого ощущения принятия и безопасности становится маркером группы риска. В среднем эта категория студентов находится на нижней границе высокой тревожности, показатель по депрессии поспокойнее, но благополучием их состояние назвать нельзя. Они на пути к средней степени депрессии.

Мы видим увеличение риска попадания в неблагополучную группу с течением времени — от ранних к поздним курсам обучения. И это настораживает. Возникают две гипотезы, которые надо проверять. Первая: естественная история развития, движения к рынку труда и самостоятельной жизни, это вызывает у студента тревогу. Вторая гипотеза более пугающая: возможно, в нашей образовательной среде присутствуют факторы, которые сдвигают студентов от благополучия. Не хотелось бы, чтобы она подтвердилась, но озвучить ее необходимо.

Исследование лонгитюдных данных в динамике показало, что внешняя мотивация учиться не подвержена колебаниям. Меняется внутренняя мотивация (также постепенно снижается) и ощущение безопасности и принятия (постепенно снижается к концу бакалавриата, повышается с поступлением в магистратуру). Исследования будут продолжены: они помогут психологам найти такие модели интервенций, которые помогут поднимать внутреннюю мотивацию, ощущение безопасности и, в конечном счете, выводить студентов из группы риска психологического неблагополучия.

Полная видеозапись семинара