Демографический и социальный ландшафт регионов Арктической зоны: динамика ключевых показателей и резервы развития
Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) занимает 30% площади территории страны, здесь проживает 1,6% населения, а в регионах, входящих в АЗРФ, производится более 15% совокупного валового регионального продукта.
Регионы Арктической зоны имеют более молодую структуру населения, чем население РФ в среднем, однако и в них происходит процесс старения населения. Средний возраст населения непрерывно увеличивается сопоставимыми со среднероссийскими темпами. При этом доля населения в возрасте от 60 лет в регионах АЗРФ заметно ниже, чем по России в целом, а доля детей — выше. Во многом это объясняется спецификой занятости и миграционными потоками в регион и из региона — после выхода на пенсию, часто раннюю, представители старшего поколения покидают эти территории.

Регионы АЗРФ характеризуются относительно высокими по среднероссийским меркам показателями естественного прироста. Несмотря на некоторое снижение по сравнению с началом 2010-х гг., он остается положительным во всех субъектах РФ, полностью входящих в АЗРФ. В то же время миграционный прирост в большинстве регионов Арктической зоны на протяжении последних 15 лет является отрицательным: уезжают больше, чем приезжают. Как следствие, доля населения в АЗРФ в общей численности населения РФ сокращается.

Уровень рождаемости во всех регионах АЗРФ выше среднероссийского, при этом материнство пока остается чуть «моложе», чем в среднем по России. Еще одна особенность: во многих входящих в Арктическую зону субъектах выше доля рождений высоких порядков — третьих и последующих. Особенно высок этот показатель в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Якутии. Это может объясняться вкладом коренных народов Севера, во многом сохраняющих уклад большой многодетной семьи.

При этом показатели ожидаемой продолжительности жизни, включая ожидаемую продолжительность здоровой жизни, пока остаются ниже среднероссийских, хотя долгосрочные тренды совпадают с общестрановыми — идет постепенный рост, который прерывался резким сокращением во время пандемии, но в последние годы сменился восстановлением.

С точки зрения уровня бедности картина по регионам Арктической зоны неоднородная. Ряд регионов демонстрируют серьезные успехи в преодолении бедности — это связано и с высоким уровнем заработных плат на предприятиях добывающего сектора, и с возможностями социальной поддержки населения. Однако есть и регионы, уровень бедности в которых значимо превышает среднероссийский показатель. Что касается среднего уровня жизни населения, он, несмотря на высокие начисленные заработные платы, во многих регионах АЗРФ уступает среднероссийскому. В условиях неблагоприятных климатических условий это может быть «выталкивающим» из регионов фактором.
Одним из бюджетных приоритетов субъектов РФ, входящих в Арктическую зону, являются государственные расходы в интересах семьи и детства. В большинстве из них (8 из 10) в 2022 году был высокий или выше среднего уровень совокупных расходов региональных бюджетов в рамках так называемого «детского бюджета», охватывающего разные сферы: образование, здравоохранение, социальную поддержку, культуру, физкультуру и спорт, поддержку детей-сирот, политику занятости, молодежную политику (данные Научно-исследовательского финансового института Минфина России).
Эксперты предполагают, что в такой ситуации задача достижения целей устойчивого демографического прироста требует более «тонких» решений, направленных на:
• Укрепление здоровья в целом и активизацию усилий по расширению практик здорового образа жизни и самосохранительного поведения, улучшения условий труда;
• Укрепление репродуктивного здоровья населения — с тем, чтобы создавать условия для максимальной реализации репродуктивного потенциала;
• Развитие инфраструктуры комфортной жизни, инфраструктуры детства, здравоохранения и образования в регионе;
• Вовлечение корпоративного сектора в реализацию социальной политики, направленной как на сбережение здоровья трудоспособного населения, так и на создание условий для жизни и работы родителей с детьми;
• Популяризация родительства и семейных ценностей.
Представленные на сессии материалы подготовлены в рамках создания цифрового банка инструментов и решений доказательной политики, демоверсию которого в НИУ ВШЭ планируют запустить к 2025 году. Этот цифровой банк станет одним из результатов стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста». В нем будут собраны материалы по различным мерам социальной политики и описаны доказанные эффекты от их введения в разных экономических условиях. К экспертизе мирового и российского опыта реализации программ в ключевых сферах социальной и экономической политики с 2022 года подключились Институт социальной политики, Институт образования, Институт «Центр развития», Экспертный институт и другие подразделения университета.