Союз науки и практики: исследование ВШЭ пошло на пользу школам целого региона
Исследование проводится в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста». Руководители проекта — Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, и Александра Бочавер, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
На встрече с руководителями школ Сергей Косарецкий подчеркнул, что по итогам проделанной работы очевидно: современная наука в целом может давать рекомендации, позволяющие практикам улучшать свою работу, а конкретное исследование оказалось весьма полезно для школ региона.
Мы задали Сергею Косарецкому ряд вопросов, позволяющих более подробно раскрыть методику исследования, его специфику и область применения.
Почему при исследовании школьной успешности важно проводить именно лонгитюдное исследование, в чем его особенности?
— Лонгитюдный характер исследования позволяет увидеть динамику показателей академической успешности, благополучия и других характеристик развития ребенка, более объективно оценить факторы, оказывающие влияние на эти аспекты, и, что особенно ценно, — отследить изменения значимости отдельных факторов по мере развития (обучения) школьника. В частности, в начале первого класса результаты образовательного процесса будут определяться преимущественно индивидуальными и семейным факторами, и мы увидим различия между детьми, связанные с этими факторами.
А данные следующей волны исследования позволят увидеть, как начинает работать фактор обучения в школе, и как различия в ресурсах школ, практиках обучения, разнообразие методов педагогов и многое другое будут проявляться в результатах детей.
Вы активно вовлекаете в опросы не только учащихся, но и их родителей, и учителей. Такой дизайн — это обычная практика для исследований, связанных со школьниками?
— Чем больше удается собрать данных разного типа, из разных источников и разными методами, тем лучше для любого исследования. Развернуть угол зрения до 360 градусов получается далеко не всегда. В этом смысле наше исследование уникально в сочетании масштаба выборки и состава источников данных.
Школьники включены в исследование через тестирование читательской и математической грамотности, когнитивного развития; через опросы, направленные на выявление самооценок благополучия, отношения к сверстникам и школе, определение ряда значимых характеристик личностного развития, таких как самостоятельность, самоэффективность. Опрос родителей, с одной стороны, дополняет данные о развитии ребенка внешними оценками, с другой — позволяет получить информацию для определения факторов, влияющих на академическую успешность, например, условия и стратегии воспитания в семье. Опрос учителей позволяет понять, как организовано обучение детей, в каких условиях, по какой образовательной программе и так далее, и такое понимание также выступает фактором, связанным с успешностью и благополучием учащихся. Получая информацию о социальном окружении школьников, мы получаем сведения о ресурсах, доступных ребенку, и уязвимостях, связанных с его социальной средой
![](/pubs/share/direct/859571516.jpeg)
Исследование проходит в Нижегородской области. Почему было принято такое решение и могут ли полученные результаты быть полезны за пределами региона?
— Нижегородская область была выбрана по ряду причин. Здесь находится кампус ВШЭ с компетентными исследователями и студентами-волонтерами для поддержки процедур исследования. У нас в области есть сильный партнер — Приволжский исследовательский медицинский университет (ПИМУ), он удерживает в фокусе внимания нашего исследования аспекты психического здоровья детей. Очень важна заинтересованность Министерства образования области, которое видит перспективы использования результатов для практических задач, оказывает организационную помощь и обсуждает возможность расширения исследования с вкладом своих ресурсов.
В ходе форума мы общались с Михаилом Пучковым, министром образования и науки Нижегородской области, с его заместителем Еленой Перенковой обсуждали дальнейшие перспективы совместной работы, вопросы повышения квалификации учителей, просветительской работы с родителями. В своих выступлениях представители регионального министерства подчеркнули уникальность проекта, актуальность его результатов для решения задача развития системы образования области.
При этом мы полагаем, что результаты имеют ценность и перспективы применения, выходящие за рамки области. С нашей точки зрения, выявленная картина динамики академической успешности и школьной адаптации и влияющие на нее факторы будут достаточно типичны для страны. Следовательно, результаты исследования можно учесть в программах повышения квалификации учителей и управленцев, рекомендациях для них и для родителей в разных регионах. Исследование формирует базу для доказательного управления образованием и доказательной педагогики, которой так не хватает в системе образования на современном этапе.
директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Каковы перспективы исследования, как долго планируется проводить опрос?
— Мы начали исследование с двух точек — 1 класс, начало школы, и 4 класс — завершение начальной школы. Наши планы-минимум — продолжить исследование двух указанных когорт в течение еще 3-х лет с тем, чтобы получить картину адаптации школьника в начальной школе и перехода и адаптации в основной. Оптимально, конечно, проследить динамику более продолжительное время.
Когда исследователи, заинтересованные в работе с данными лонгитюда, смогут получить к ним доступ? Что для этого нужно сделать?
— Результаты исследования такого рода, в том числе с учетом масштаба поддержки со стороны университета-государства, будут доступны исследователями ВШЭ и других университетов. Для этого базы должны быть специально подготовлены, разработаны регламенты их использования, обеспечено информирование заинтересованных групп. По нашим оценкам, это станет возможно в перспективе 3-х лет.
С 2022 года в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» НИУ ВШЭ запущено специальное «Лонгитюдное исследование факторов, влияющих на школьную неуспешность». Оно включает обследование 5,5 тысяч учащихся, родителей, учителей, педагогов-психологов и опирается на методы количественных опросов, интервью и тестирование функциональной грамотности. Респонденты представляют 42 школы из девяти муниципальных образований Нижегородской области.