Союз науки и практики: исследование ВШЭ пошло на пользу школам целого региона

Результаты первого года реализации проекта лонгитюдного исследования факторов, влияющих на школьную неуспешность, были представлены на областном педагогическом форуме «Август 2023. Образование для экономики», прошедшем в Нижегородской области.

Союз науки и практики: исследование ВШЭ пошло на пользу школам целого региона

Исследование проводится в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста». Руководители проекта — Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского, и Александра Бочавер, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

На встрече с руководителями школ Сергей Косарецкий подчеркнул, что по итогам проделанной работы очевидно: современная наука в целом может давать рекомендации, позволяющие практикам улучшать свою работу, а конкретное исследование оказалось весьма полезно для школ региона.

Мы задали Сергею Косарецкому ряд вопросов, позволяющих более подробно раскрыть методику исследования, его специфику и область применения.

Почему при исследовании школьной успешности важно проводить именно лонгитюдное исследование, в чем его особенности? 

— Лонгитюдный характер исследования позволяет увидеть динамику показателей академической успешности, благополучия и других характеристик развития ребенка, более объективно оценить факторы, оказывающие влияние на эти аспекты, и, что особенно ценно, — отследить изменения значимости отдельных факторов по мере развития (обучения) школьника. В частности, в начале первого класса результаты образовательного процесса будут определяться преимущественно индивидуальными и семейным факторами, и мы увидим различия между детьми, связанные с этими факторами.

А данные следующей волны исследования позволят увидеть, как начинает работать фактор обучения в школе, и как различия в ресурсах школ, практиках обучения, разнообразие методов педагогов и многое другое будут проявляться в результатах детей.

Вы активно вовлекаете в опросы не только учащихся, но и их родителей, и учителей. Такой дизайн — это обычная практика для исследований, связанных со школьниками?

— Чем больше удается собрать данных разного типа, из разных источников и разными методами, тем лучше для любого исследования. Развернуть угол зрения до 360 градусов получается далеко не всегда. В этом смысле наше исследование уникально в сочетании масштаба выборки и состава источников данных.

Школьники включены в исследование через тестирование читательской и математической грамотности, когнитивного развития; через опросы, направленные на выявление самооценок благополучия, отношения к сверстникам и школе, определение ряда значимых характеристик личностного развития, таких как самостоятельность, самоэффективность. Опрос родителей, с одной стороны, дополняет данные о развитии ребенка внешними оценками, с другой — позволяет получить информацию для определения факторов, влияющих на академическую успешность, например, условия и стратегии воспитания в семье. Опрос учителей позволяет понять, как организовано обучение детей, в каких условиях, по какой образовательной программе и так далее, и такое понимание также выступает фактором, связанным с успешностью и благополучием учащихся. Получая информацию о социальном окружении школьников, мы получаем сведения о ресурсах, доступных ребенку, и уязвимостях, связанных с его социальной средой

Исследование проходит в Нижегородской области. Почему было принято такое решение и могут ли полученные результаты быть полезны за пределами региона?

— Нижегородская область была выбрана по ряду причин. Здесь находится кампус ВШЭ с компетентными исследователями и студентами-волонтерами для поддержки процедур исследования. У нас в области есть сильный партнер — Приволжский исследовательский медицинский университет (ПИМУ), он удерживает в фокусе внимания нашего исследования аспекты психического здоровья детей. Очень важна заинтересованность Министерства образования области, которое видит перспективы использования результатов для практических задач, оказывает организационную помощь и обсуждает возможность расширения исследования с вкладом своих ресурсов.

В ходе форума мы общались с Михаилом Пучковым, министром образования и науки Нижегородской области, с его заместителем Еленой Перенковой обсуждали дальнейшие перспективы совместной работы, вопросы повышения квалификации учителей, просветительской работы с родителями. В своих выступлениях представители регионального министерства подчеркнули уникальность проекта, актуальность его результатов для решения задача развития системы образования области.

При этом мы полагаем, что результаты имеют ценность и перспективы применения, выходящие за рамки области. С нашей точки зрения, выявленная картина динамики академической успешности и школьной адаптации и влияющие на нее факторы будут достаточно типичны для страны. Следовательно, результаты исследования можно учесть в программах повышения квалификации учителей и управленцев, рекомендациях для них и для родителей в разных регионах. Исследование формирует базу для доказательного управления образованием и доказательной педагогики, которой так не хватает в системе образования на современном этапе.

Косарецкий Сергей Геннадьевич

Косарецкий Сергей Геннадьевич

директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского

Каковы перспективы исследования, как долго планируется проводить опрос?

— Мы начали исследование с двух точек — 1 класс, начало школы, и 4 класс — завершение начальной школы. Наши планы-минимум — продолжить исследование двух указанных когорт в течение еще 3-х лет с тем, чтобы получить картину адаптации школьника в начальной школе и перехода и адаптации в основной. Оптимально, конечно, проследить динамику более продолжительное время.

Когда исследователи, заинтересованные в работе с данными лонгитюда, смогут получить к ним доступ? Что для этого нужно сделать?

— Результаты исследования такого рода, в том числе с учетом масштаба поддержки со стороны университета-государства, будут доступны исследователями ВШЭ и других университетов. Для этого базы должны быть специально подготовлены, разработаны регламенты их использования, обеспечено информирование заинтересованных групп. По нашим оценкам, это станет возможно в перспективе 3-х лет.


С 2022 года в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» НИУ ВШЭ запущено специальное «Лонгитюдное исследование факторов, влияющих на школьную неуспешность». Оно включает обследование 5,5 тысяч учащихся, родителей, учителей, педагогов-психологов и опирается на методы количественных опросов, интервью и тестирование функциональной грамотности. Респонденты представляют 42 школы из девяти муниципальных образований Нижегородской области.