«Зеленые» госзакупки и акцент на социальной компоненте — ключи к развитию ESG-принципов в России

В условиях экономического и геополитического кризиса 2020-х годов ESG-повестка в России трансформируется, но остается одной из концептуальных основ социально-экономического развития. В 2022 году на базе Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ было проведено масштабное исследование работающих в стране компаний и предпринимателей. В нем показано, как государство и крупный бизнес могут помочь внедрению ESG-принципов в России.

«Зеленые» госзакупки и акцент на социальной компоненте — ключи к развитию ESG-принципов в России

Unsplash

В 2022 году в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» была проведена научная работа по изучению особенностей и возможностей продвижения корпоративных моделей развития на основе ESG-критериев. Для анализа ESG-повестки российских компаний ученые Вышки использовали данные нефинансовой отчетности за 2021 год и ее позиционирования в 2022 году, а также информацию о мероприятиях по данной тематике, материалы глубинных интервью с руководителями крупных компаний и результаты опросов представителей малого и среднего бизнеса.

Единая система ESG-отчетности

Основополагающий шаг государственной политики — развитие единой национальной системы ESG-отчетности бизнеса. Эта система должна опираться на передовые иностранные практики и вместе с тем — учитывать национальные приоритеты и особенности. Ее важными элементами могут стать повышение прозрачности и качества раскрываемой ESG-отчетности, развитие системы независимой верификации и повышение требований к раскрываемой информации. Для повышения эффективности и устойчивости развития компаний в парадигме ESG, как отмечают эксперты, требуется менять подходы ко многим уже сложившимся процессам, например, к госзакупкам в этой сфере.

При этом результаты исследования показывают, что крупный бизнес не рассчитывает на фискальные меры поддержки ESG-повестки со стороны государства, во всяком случае в текущих условиях. Вместо бюджетной помощи стимулами для развития ESG в компаниях могут стать механизмы саморегулирования, включая инструменты сертификации и рейтингования. В числе наиболее ожидаемых нормативно-правовых изменений можно выделить совместную разработку ВЭБ и Минэкономразвития социальной таксономиии проектов. Кроме того, компании готовы участвовать в разработке новых нормативно-правовых актов — проводить консультации и экспертизу проектов документов.

Для развития конкурентных преимуществ российского бизнеса важно укреплять отдельные элементы ESG-повестки. Среди них: доступ к чистой энергетике и низкоуглеродным технологиям, поощрение роли бизнеса в социальном обеспечении и развитии социальной инфраструктуры.

Одновременно, по мнению экспертов, необходима более глубокая синхронизация российских ESG-стандартов с азиатскими (включая партнеров по ЕАЭС, БРИКС и ШОС), а также развитие взаимосвязей с дружественными государствами по формированию и реализации ESG-программ.

Распространение ESG-подходов среди малых и средних предприятий

Меры, направленные на распространение ESG-практик среди малых и средних предприятий (МСП), должны опираться на значимость для них социальной повестки, а также стимулировать развитие социальных программ. Для этого необходимы ориентация на формирование устойчивой занятости и создание рабочих мест высокого качества.

Государство и крупный бизнес могут поступательно ужесточать ESG-требования к малому и среднему бизнесу. Сначала — помочь МСП создать необходимую основу для повышения социальной и экологической ответственности и для реализации принципов надлежащего корпоративного управления. Для этого можно использовать экономические стимулы, просветительские и образовательные программы. Затем можно переходить к стимулированию ESG-активности МСП через механизм «зеленых закупок» и кодексы поставщиков, с акцентом на занятости и качестве рабочих мест. Оценивая поставщиков, важно не дискриминировать социальные критерии в пользу экологических или корпоративных, а напротив — выводить их на первый план.

Результативность политики ответственных поставщиков уже прослеживается на более высоком уровне интеграции социальных практик малых средних предприятий в добывающей и обрабатывающей промышленности по сравнению с другими отраслями, — отмечают исследователи.

Отдельная задача — экологическая составляющая. Она до сих пор слабо инкорпорирована в деятельность малого и среднего бизнеса, несмотря на достаточно высокий уровень осведомленности МСП о различных аспектах ESG-повестки. Проведенный в рамках исследования опрос показал, что в среде МСП нет системного понимания востребованности такой повестки со стороны других стейкхолдеров (государства, крупных бизнес-партнеров, населения) и преимуществ от ее реализации. В этой ситуации государству как регулятору следует обеспечить создание таких финансовых стимулов, которые способствовали бы внедрению природоохранных практик. Важную роль должны сыграть доступное «зеленое» кредитование и развитие «зеленых» госзакупок, а также совершенствование законодательства в сфере охраны окружающей среды. Крупный бизнес (как главный двигатель развития корпоративной ESG-повестки в России) может способствовать распространению ESG через формирование устойчивых производственных цепочек. Кроме того, необходимо вовлекать малый и средний бизнес в такие организации, как «Лига зеленых брендов», Национальный ESG Альянс и другие крупные объединения.