Новые вершины когнитивно-поведенческого коучинга
Коучи уверены — можно научиться учиться эффективнее благодаря осмыслению своего опыта обучения. Когнитивно-поведенческий подход в стенах НИУ ВШЭ получил дополнительные научные опоры и доказал свою эффективность благодаря проекту «Развитие навыков самонаправленного обучения». Направление продолжает развиваться благодаря научным исследованиям, партнерам и поддержке стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
В мае 2024 года между НИУ ВШЭ и Ассоциацией «Федерация профессиональных коучей и наставников» было заключено соглашение о сотрудничестве, а также организован отбор волонтеров с педагогическим и психологическим образованием для участия в научно-исследовательском проекте доцента кафедры венчурного менеджмента НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, кандидата философских наук Юлии Платоновой. Проект «Развитие навыков самонаправленного обучения», поддержанный стратегическим проектом «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», направлен на оценку эффективности когнитивно-поведенческого коучинга как инструмента развития навыков самонаправленного обучения подростков.
Ранее в рамках проекта проводился образовательный курс с элементами VR для старшеклассников пяти школ Нижнего Новгорода. По итогам участия в курсе ученики могли продолжить развитие навыков самонаправленного обучения в рамках коучинговой программы, предполагающей 4-5 индивидуальных или групповых встреч по вопросам мотивации к обучению, самоэффективности, самоорганизации учебной деятельности, метакогнитивной регуляции познавательной активности. Исследование влияния образовательного курса и коучинговой программы на развитие навыков самонаправленного обучения показало позитивное влияние курса на познавательную мотивацию учеников. Эффективность коучинговой программы отразилась в росте значений по шкалам, характеризующим самоорганизацию подростков.
Читайте также:
В летний период исследование эффективности коучинговых практик продолжилось. Трое коучей Ассоциации приняли участие в работе с подростками-студентами 1 курса нижегородской Вышки. Юлия Платонова организовала краткий курс теории самонаправленного обучения и учебной самостоятельности, а доцент департамента психологии, кандидат психологических наук Наталья Антонова поделилась с участниками проекта знаниями по основам когнитивно-поведенческого подхода в коучинге.
Юлия Платонова
За лето все коучи-участники проекта провели более 30 коучинговых сессий в групповом и индивидуальном формате. «Благодаря Ольге Вильковской и Екатерине Зазнобиной из Федерации профессиональных коучей и наставников получилось сформировать настоящую команду профессионалов, работающих сообща. Нас многое объединяет: все мы коучи, опирающиеся на знания в области психологии, использующие научно обоснованный подход в работе с мышлением клиента; все мы мамы, всех нас вдохновляет идея внесения позитивного вклада в развитие человека на этапе формирования своей субъектности», — отмечает Юлия Платонова.
По итогам организации летней коучинговой программы были собраны данные, подтверждающие положительное влияние коучинга на самоорганизацию деятельности обучающихся.