Со школьной скамьи: как развивают мотивацию к обучению
Навыки самостоятельного обучения становятся неотъемлемой частью жизни в связи с ростом объема информации и образовательных онлайн-курсов. Современное представление об индивидуальном развитии оказывается гораздо шире, чем раньше — теперь школьникам и студентам нужно формулировать цели учебной деятельности, планировать пути их достижения и нести ответственность за свои образовательные результаты. Школы и вузы адаптируются к этим изменениям и стремятся сделать учебный процесс более гибким, мобильным — например, стоят индивидуальный, персонализированный план обучения, дают учащимся больше возможностей выбора дисциплин.
Однако в условиях ускорения изменений в мире молодые люди оказываются дезориентированными. Следовательно, стремление к укреплению личности через приобретение сознательности и инициативности выходит на передний план как для тех, кто хочет саморазвиваться и обучаться непрерывно, так и для тех, кто развивает свои гибкие навыки в стенах образовательных учреждений.
В рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» группа исследователей под руководством Юлии Платоновой разработала образовательный комплекс, состоящий из курса «Развитие навыков самонаправленного обучения», коучинговой программы и методики оценки эффективности коучинговых инструментов, применяемых для развития самостоятельности у школьников.
Команда ученых провела для старшеклассников курс, который ознакомил их с эффективными стратегиями организации учебы. Одной из составляющих тренинга стал VR-урок, цель которого — мотивировать школьников выполнить все задания курса и протестировать усвоенные знания. Задачей курса стало информирование учеников о важности развития личностных качеств для продуктивного обучения, а также стимулирование их внутренней мотивации к развитию этих умений. После прохождения тренинга учащимся также предложили пройти программу из четырех сессий группового или индивидуального коучинга.
Анализ результатов исследования показал положительное влияние образовательного курса про самонаправленное обучение на познавательную мотивацию участников курса и на их мотивацию, связанную с достижением результата. А вот участие учеников в сессиях индивидуального и группового коучинга положительным образом отразилось на самоорганизации их деятельности, в частности, на их вовлеченности в тактическое ежедневное планирование и на их фиксации на структурировании своей учебной деятельности. Эти результаты подтверждаются как измерением сдвигов по шкалам используемых опросников, так как результатами интервью с каждым из участников коучинговой программы.