«Помоги себе сам!»: научный фундамент для сервиса будущего

Ученые НИУ ВШЭ создали базы практик помощи для подростков, чтобы разработать сервис самостоятельной психологической поддержки.

«Помоги себе сам!»: научный фундамент для сервиса будущего

В русскоязычном интернете существует лишь несколько сайтов по самопомощи и саморазвитию для подростков, которые не только опираются на современные научные исследования, но и учитывают возрастные особенности подрастающего поколения. Однако потребность в таких ресурсах растет вместе со стремлением к самостоятельности у молодежи.

В рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» группа ученых под руководством Оксаны Михайловой, научного сотрудника центра исследований современного детства, изучила русские и иностранные сайты о подростковой самопомощи, научные статьи и практики укрепления психологического состояния детей, а также взяла интервью у целевой аудитории подобных сервисов. Все это, чтобы разработать цифровую библиотеку с практиками по саморазвитию и поддержке для подростков.

В результате анализа сайтов исследователи выявили, что в интернете преобладают сервисы, посвященные психологической помощи молодежи в Великобритании — их оказалось более 35%. Ученые также проанализировали пользу рекомендованных ресурсами практик — многие из них не обладают доказанной эффективностью и сконцентрированы на внутренней работе по восприятию событий в жизни подростков. Группа исследователей уверена, что комплексный подход к самопомощи более продуктивный, так как работы с мышлением молодежи недостаточно.

На следующем этапе работы ученые составили базу данных из 1970 статей, опубликованных в научных онлайн-библиотеках на разных языках. В финальную выборку попали 85 статей, откуда исследователи извлекли 375 практик по укреплению и развитию ментального состояния молодежи. Только треть из них, как выяснила группа Михайловой, обладают доказанной эффективностью. Сгруппировав похожие практики, ученые сократили их количество до 186, распределенных по 26 секторам: коммуникация с людьми, физическая активность, отдых и другие.

Подготовленный исследователями НИУ ВШЭ массив статей будет блоком с литературой в будущей библиотеке. Тем не менее, ученые признают, что для усвоения информации подростками потребуется адаптация — например, в формате популярной научной литературы, видеороликов и изображений.

Исследователи также взяли 34 интервью у целевой аудитории будущего сервиса, чтобы оценить эффективность психологических практик самопомощи среди молодежи. Российские подростки подчеркивают важность коммуникации с другими людьми, физической активности и работы с восприятием в практиках самопомощи. Таким образом, на первый план выходят социальная интеграция детей и работа с сознанием — это универсальные способы справиться с тяжелым психологическим состоянием, которая, однако, не всегда поддается оценке эффективности.

Кроме того, информанты обратили внимание на установки родителей, так как некоторые из них скептически относятся к практикам ментального благополучия. Ученые утверждают, что просвещение и сотрудничество со старшим поколением поспособствуют осознанному отношению к психологическому здоровью для всех возрастов.

По итогам проекта исследователи создали базы практик самопомощи и саморазвития для молодежи, а также разработали техническое задание для цифрового ресурса. В будущем чат-бот «Помоги себе сам!» станет опорой для подрастающего поколения, которая подскажет подросткам, как развиваться и справляться с трудными жизненными ситуациями, опираясь на эффективные и доказанные мировые практики в сфере психологии.