Больше не винтики
Нас всю жизнь учили не тому. Переводя это на язык науки: система образования, от садика до вуза, учит человека интеграции в сообщества с их заданными правилами, но не учитывает, что современный мир требует активной роли человека в поддержании и совершенствовании социальных структур, включая выработку новых и изменение существующих правил. То есть образование готовит «винтик» для заранее созданных механизмов, а не самостоятельную личность, способную совершенствовать социальный мир, укрепляя его. Детальный разбор ключевых решений по развитию самостоятельности в системе образования, на рынке труда и в бизнесе сделан в фундаментальном исследовании «Самостоятельность и проактивное поведение».
Книга издана НИУ Высшая школа экономики под редакцией Павла Сорокина, руководителя Лаборатории исследований человеческого потенциала Института образования НИУ ВШЭ. Это второй том доклада «Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека», подготовленного в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
Павел Сорокин
Мир меняется слишком быстро, и в современных дискуссиях о развитии человека и общества на первое место эксперты и практики все чаще ставят способность проявлять инициативу, быстро адаптироваться к новым реалиям. У этой способности много названий, в России и за рубежом чаще употребляют термины агентность (agency), субъектность, проактивность. Авторский коллектив попытался с позиций разных дисциплин дать ответ на вопрос, насколько соответствуют новым вызовам разные институты, так или иначе связанные с развитием способности к созидательному действию. Так, в частности, в сфере образования и корпоративных разработок все более остро ставится вопрос поддержки проектной работы, так называемого самонаправленного обучения, а также предпринимательского поведения в разных сферах: университетское технологическое предпринимательство, крафтовое (ремесленное) предпринимательство, корпоративное предпринимательство и т. п.
Доклад начинается с анализа, что же такое проактивность (способность к созидательному действию), какие факторы и черты личности важны для ее развития. Отдельная глава посвящена формированию агентности в системе образования — начиная с детского сада, далее — школы (включая опыт «свободных школ»), университеты, в том числе корпоративные, неформальный сектор, обучение взрослых. Большой раздел посвящен предпринимательству в его разных аспектах (включая молодежное и крафтовое предпринимательство).
Авторы делают вывод, что важный тренд современности — снижение институционального принуждения человека к тому или иному действию и расширение разнообразия стратегий, которые может выбирать человек, повышение их легитимности. Общество все меньше давит на личность правилами: наступает время активных и самостоятельных.
Том «Самостоятельность и проактивное поведение» (.pdf)
Сорокин Павел Сергеевич
Руководитель Лаборатории исследований человеческого потенциала Института образования НИУ ВШЭ