«Я привлекаю успех»: в Вышке исследовали новый тип поведения в соцсетях
Все помнят советский фильм, героини которого занимались «аутотренингом»: приговаривали «Я самая обаятельная и привлекательная, все мужчины от меня без ума». Тогда это казалось чем-то странным и забавным, — а сегодня мантры о том, что «меня ждет успех, счастье, изобилие и богатство» встречаются в соцсетях сплошь и рядом. Они стали одним из предметов исследования Анастасии Лукиной, младшего научного сотрудника Центра социологии культуры Института образования. Анастасия изучила проявление «новых эмоциональных режимов» в публичном пространстве, в частности, в трех контекстах — в связи с различными методиками укрепления себя (тренингами личностного роста и косметической хирургией) и с шоковыми ситуациями (были выбраны формы реакции в соцсетях на случаи скулшутинга). Исследование выполнено в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
Тема укрепления человека становится все популярнее в самых разных сферах, и вопрос восприятия человеком этих технологий, связанных с этим эмоциональных реакций — все значимее. Особенно интересно развитие терапевтического эмоционального режима. «Вера в эффективность методик селф-хелпа заставляет миллионы людей по всему миру штудировать литературу и проходить курсы, нацеленные на достижение жизненного успеха и благополучия... Усиливается роль эмоционального состояния человека. Выходит на первое место забота об эмоциональном благополучии, жизненные ситуации интерпретируются сквозь призму психотерапевтического языка, управление эмоциями и регулирование собственного эмоционального состояния становятся важной частью жизни современного человека», — пишет Анастасия Лукина, называя этот процесс «терапевтическим поворотом» в современной культуре.
Автор предлагает применять для исследования эмоциональных режимов методы анализа соцсетей и СМИ. По ее словам, современные системы мониторинга позволяют получать не только числовые данные, но и проводить более тонкий и сложный анализ, включая метод обработки естественного языка (NLP) для анализа настроения и эмоций. Преимущества таких методов перед традиционными способами качественного исследования (тех же интервью) видны на примере эмоциональных реакций, связанных с косметической хирургией. Информанты были бы не готовы к откровенному разговору об операциях, а анализ соцсетей позволяет обходить проблему социальной желательности.
Исследование позволило выявить основные формы новых эмоциональных режимов, получивших распространение в российском обществе. Они выражаются в применении идей позитивной психологии: концентрация человека на позитивных сторонах жизни, использование метафор вдохновения, воодушевления, развития темы «любви к себе». «Через анализ социальных медиа мы видим движение к сакрализации “себя”, к выделению “себя”, своего “я” как некоторой сакральной, священной сущности, возвышающейся над другими сущностями, становящейся безусловным приоритетом перед другими задачами и целями, и поэтому эмоционально заряженной. Схожей формой новых эмоциональных режимов является метафора “проявления”, идея которой состоит в необходимости полного раскрытия своего внутреннего потенциала для достижения успеха», — сказано в исследовании.
Анастасия Лукина изучает роль этого контента в контексте темы укрепления человека, в частности, в сфере тренингов, мероприятий, направленных на профессиональный и личностный рост. Там эта риторика используется наиболее активно, и в этом есть риски, потому что упор на такие эмоциональные режимы затуманивает доказательность и верифицируемость результата тех же курсов, а часть пользователей начинает применять их вместо профессиональной психологической помощи.
Лукина Анастасия Андреевна
Центр социологии культуры: Младший научный сотрудник