Мотивации студентов нужны тонкие настройки
В высшем образовании не все гладко: ученые пишут о «существенных сдвигах в образовательном поведении студентов». Речь идет о снижении мотивации и образовательного прогресса за время учебы и о высоком уровне отсева. Группа исследователей Центра социологии высшего образования предлагает решить эту проблему, выявив модели образовательного поведения студентов и предложив «рецепты» для каждого из типов. Исследование выполнено в рамках стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
В вуз приходят по разным причинам, это во многом объясняет разное поведение и интересы студентов в процессе учебы. Едва ли можно найти «ключик» к каждому, но можно выделить те ментальные модели, которые объяснят культурные различия — в российском контексте это пока не сделано. Авторы исследования — Иван Груздев, Оксана Дремова, Ксения Вилкова и Евгения Шмелева — считают, что для России можно адаптировать новейшую концепцию, предложенную Венди Фишман и Говардом Гарднером в их последней книге. Кстати, в начале уходящего года авторы концепции сами представляли ее российской аудитории на открытом семинаре ВШЭ по образованию.
Согласно этой теории, возможны четыре типа студентов. Те, кто следует инерционной модели, поступили в университет, потому что это своего рода обязанность перед родителями, семьей, окружением. Они не рефлексируют над причинами выбора специальности и не задаются вопросами о ценности высшего образования в целом — эта ступень, которую надо пройти, «потому что так надо». Транзакционная модель предполагает отношение к высшему образованию как к переходному этапу перед выходом на рынок труда, студенты видят образование исключительно через призму будущей карьеры. В рамках исследовательской модели студенты поступают в вуз, чтобы расширить социальные связи и повысить социальный статус. Наконец, трансформационная модель предполагает фокус на саморазвитие: студент приходит учиться, чтобы узнать себя, понять, что именно ему интересно.
Команда Ивана Груздева провела интервью с 60 первокурсниками шести высокоселективных вузов, включая Вышку, чтобы адаптировать типологию ментальных моделей к российским студентам. Более полная адаптация модели еще предстоит, а пока авторы предложили шесть рекомендаций вузам — как поднять мотивацию студентов разных типов:
- Создание такой образовательной среды, которая поможет развиваться творчески: это пойдет на пользу студентам, отнесенным к исследовательской и трансформационной моделям.
- Четкая формулировка миссии университета: тем, кто руководствуется инерционной моделью, это поможет понять, зачем они здесь.
- Развитие внеучебной деятельности, дополнительных активностей позволит лучше развить потенциал студентов, которые придерживаются трансформационной и исследовательской моделей.
- Развитие кампусной инфраструктуры создаст нужную атмосферу для тех, кто следует исследовательской модели поведения.
- Внедрение гибких образовательных траекторий, когда студенты сами могут выбрать нужные им предметы, будет полезно для тех, кого относят к транзакционной и трансформационной моделям.
- Специальные курсы, направленные на развитие универсальных компетентностей, помогут на рынке труда — это умение налаживать контакт с собеседниками, проявлять лидерские качества, быстро адаптироваться к новым условиям.
Авторы исследования пишут, что наличие таких курсов важно для тех, кто следует транзакционной и трансформационной моделям.
Если администрации университетов воспользуются этими советами, многие студенты почувствуют себя лучше в стенах вуза — это скажется и на удовлетворенности учебой, и на желании ее продолжать, и на образовательных результатах. В любом случае, вузам стоит учитывать, что какой-то универсальной меры, которая поднимет мотивацию всех студентов, нет: гипотеза о четырех моделях образовательного поведения еще будет проверяться, но то, что для разных типов студентов нужны разные типы поддержки, уже очевидно.