Выпускникам колледжей нужна инициатива: четыре шага для эффективного обучения предпринимательству в системе СПО

Выпускникам колледжей нужна инициатива: четыре шага для эффективного обучения предпринимательству в системе СПО

Развивать предпринимательские компетенции студентов в колледжах было бы очень полезно. И потому, что такие компетенции помогают проявлять активную самостоятельность во всех сферах, и потому, что как раз выпускникам СПО это бы тем более помогло. Исследования показывают, что именно они особенно уязвимы перед безработицей и бедностью. Ольга Романова из Центра развития навыков и профессионального образования Института образования ВШЭ изучила сильные и слабые стороны обучения предпринимательству в колледжах России. Исследование выполнено на грант* стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».

В центре внимания оказались те учебные заведения, которые проводят демонстрационные экзамены по методике WorldSkills и показывают высокие результаты. На основе изучения их кейсов Ольга Романова выделила четыре шага эффективного обучения предпринимательству. В первую очередь, это сам экзамен — точнее, «введение стандартизированных процедур итогового оценивания по заранее разработанным критериям».

Вторым шагом исследовательница называет организацию комплексной образовательной среды. Как именно внедрять предпринимательство в эту среду — каждый колледж решает сам: это может быть отдельный предмет, или межпредметные связи и расширение содержания на дисциплинах типа основ экономики или менеджмента. Помимо этого, важно развитие внеурочной деятельности — сюда относятся и конкурсы, и встречи с успешными бизнесменами, и консультативная помощь студентам по оформлению документов для получения грантов

iStock

Обязательным шагом представлена поддержка компетенций преподавателей — им нужны не только знания о предпринимательстве, но и умение выступить ролевой моделью для студентов, показать, что предпринимательство — это хорошо.

Четвертый и последний шаг — проектное обучение и постоянное дополнение теории практикой, чтобы студенты постоянно прорабатывали бизнес-планы, обсуждали идеи, разбирали кейсы.

Одной из основных проблем развития предпринимательства в СПО Ольга Романова называет «узкое» понимание этой темы.

Романова Ольга Анатольевна

Колледжи сосредоточены на развитии навыков и установок, необходимых молодым людям для создания и ведения бизнеса, тогда как более широкая трактовка предпринимательства в целом расширяет возможности выпускников, дает им универсальные навыки для активной гражданской позиции, трудоустройства и, по желанию, ведения своего дела или интрапренерства — инициативного поведения на рабочем месте.

Впрочем, по мнению исследователей, та же проблема — у систем образования других стран, и в целом лучшие практики российских колледжей вполне соответствуют мировым. Задача — сделать их более массовыми.


*Проект одержал победу в конкурсе молодых ученых (до 39 лет) НИУ ВШЭ на проведение фундаментальных и прикладных исследований в области изучения возможностей укрепления человека в разных сферах, который проводился в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».