Первое приближение к самостоятельности (“агентности”): что известно о малоизвестном явлении

Первый сезон семинаров стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» начался с разговора о том, насколько продвинулась мировая наука в понимании самостоятельности (“агентности”). Скорее даже не «продвинулась», а «приблизилась»: в разных областях знаний сделаны лишь первые попытки объяснить и отрефлексировать это понятие, для которого в русском языке нет пока единого устоявшегося термина.

Первое приближение к самостоятельности (“агентности”): что известно о малоизвестном явлении

На семинаре, пошедшем 22 сентября, с докладом выступили Павел Сорокин и Юлия Корешникова (Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ). Они проанализировали понятие  самостоятельность (“агентность”) с точки зрения разных наук - экономики, социологии, психологии, а также, как выглядит запрос на агентность в современном меняющемся мире и как понимают ее разные исследователи и стейкхолдеры. Павел Сорокин назвал это «тезисами, которые максимально емко фиксируют стартовую площадку для нашего космического корабля» – имея в виду масштаб предстоящих исследований.

Агентность (самостоятельность) – транслитерация термина agency, который уже устоялся в мировой науке, а самым адекватным вариантом перевода будет «способность к инициативному проактивному действию». Это понятие недавно попало в поле зрение ученых как одно из центральных для современных социальных наук. Его ключевая особенность – в том, что при интуитивной ясности, что это такое, у науки нет объяснения, «как это работает».

Есть несколько базовых тезисов, на которые можно опереться: человек способен менять себя и окружающий мир, а изучать нужно именно поведенческие проявления агентности, а не только некие внутренние характеристики личности, которые непосредственно не выражаются в действиях. Тогда как именно внутренние характеристики личности, наряду с характеристиками окружающей среды, являются необходимыми условиями для проактивного поведения человека. Понятно и то, что особенно ярко агентность проявляется в обстановке де-структурации, то есть в ситуации, когда быстро меняются все привычные социальные структуры – в таком мире мы и живем. А для понимания, как это происходит, необходимо объединить языки разных наук, потому что социология, психология, экономика и т.д. подходят к агентности с разных сторон, но нет единого взгляда. «Мы видим проблему агентности как полипредметную. Фиксируем зоны, где отмечается, насколько возникает значимость проактивного действия: например, это предпринимательство, в частности, новое экономическое явление – самозанятость. А если говорим о системе формального образования, то исследования показывают, насколько велика роль самостоятельного решения, например, в дополнительном образовании. Это универсальная проблема, которая в разных сферах общественной жизни  по-разному проявляется», – подчеркнул Павел Сорокин.

Почему агентность нужно изучать? На этот вопрос красноречиво отвечают данные, приведенные Юлией Корешниковой – динамика развития универсальных компетенций от первого к четвертому курсу университета (на материалах исследования АНО “Россия - страна возможностей”). Далеко не все компетенции растут, так, например, во время учебы падает ориентация на результат, стрессоустойчивость, способность к партнерству, почти не развивается способность планировать и т.д.. Компетенция, которая демонстрирует положительную динамику - это следование правилам и процедурам – все это говорит о дефиците развития агентности в системе образования, в том числе, о заточенности на соблюдении студентами дисциплины - что важно, но недостаточно для успеха в современном мире.

Науки о личности, мышлении и психике человека ближе всего подошли к пониманию агентности и связанных с нею факторов, хоть и рассматривают их фрагментарно. На основании их исследований и разработок (в основном в сфере психологии) докладчики предложили возможную структуру личностных характеристик, связанных с агентностью, своего рода попытку классификации. На первом уровне выделили когнитивные процессы (мышление, речь), эмоциональные (эмоциональный интеллект), волевые, мотивационные (потребность менять мир и себя). На втором уровне – метакогнитивные и метарегулятивные группы признаков: это и стратегическое планирование, и самоконтроль, и самооценка, и ориентация на цель. Третий уровень – различные виды рефлексии.

Решение проблем экономического развития на глобальном и национальном уровне сейчас, в ситуации де-структурации, требуют пересмотра привычных представлений о человеке и его возможностях. Наша задача на первом этапе – проанализировать «запрос» на развитие агентности в современном мире, предложить свое описание, классификацию проявлений агентности (провести эмпирическое картирование).

Сорокин Павел Сергеевич
Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования: Заведующий лабораторией

 На семинаре были представлены первые результаты этой работы. Географическим фокусом исследования стали Европа, англосаксонские страны, Азия, Ближний Восток и постсоветское пространство. Ученые опирались на такие системы научных данных, как Scopus, Web of Science, Google Scholar, те исследования, которые ведутся в мире и в России. Данные Института образования ВШЭ уже позволяют представить контуры запроса на образование, обеспечивающее возможности самостоятельного действия – докладчики разобрали эти запросы на уровне «дошколки», средней школы, вуза, корпоративного обучения и неформального обучения взрослых за его рамками. Также можно наметить контуры запроса на агентность от государства (это, в том числе, поддержка стартапов), корпораций и общества.

Полная видеозапись семинара

Презентация семинара (PDF, 1,92 Мб)