The Never-Ending Education — исследователи из Вышки рассказали, как помочь людям за 50 найти себя в профессии
В 2022 году исследовательская команда под руководством Ильи Коршунова разработала рекомендации, направленные на увеличение масштабов обучения лиц старшего возраста. Ученые подробно рассмотрели две программы обучения — для людей предпенсионного возраста и старше, а также для наиболее уязвимых категорий граждан. Первая реализовывалась в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в 2020 году, вторая — в рамках федерального проекта «Содействие занятости» того же нацпроекта в 2021 году. В результате исследователи определили, какие управленческие и экономические условия стимулируют такое образование.
Обработка статистики по этим программам показала некоторые практически важные закономерности. Так, лица старшего возраста предпочитают обучение в традиционных отраслях. Они лучше справляются, когда могут опираться на имеющийся практический опыт без освоения принципиально новых, высокотехнологичных компетенций. При этом они могут сохранять и даже наращивать производительность своего труда не только в рутинных видах деятельности, но и в высокопроизводительных, цифровых, наукоемких направлениях. Лица старшего возраста могут обучаться сложным цифровым навыкам до глубокой старости. Результаты демонстрационного экзамена по компетенции «Веб-дизайн и разработка» показывают рост средних баллов до 82 лет. Однако нехватка цифровых навыков может препятствовать этому — здесь есть явный запрос на обучение.
Возрастным сотрудникам необходимо трудиться в условиях «не на улице», но в то же время они минимально хотят быть на руководящих постах. Предпочтительная работа — начальник склада, менеджер по раздаче, мерчендайзер и т.п.
Снижение производительности труда в зрелом возрасте особенно значимо в тех отраслях, где нужна физическая выносливость, скорость и мультизадачность. Но если работа связана с коммуникативными навыками, эмоциональным интеллектом или словарным запасом (например, в сфере образования), либо с выполнением рутинного труда, то снижение производительности оказывается незначительным или вовсе отсутствует. Так, в среднем производительность труда у человека наращивается до 35-40 лет, однако в торговле и сфере услуг люди 45-60 лет оказываются более продуктивны, чем более молодые.
На основе проведенной работы исследователи сформулировали несколько рекомендаций для образовательных организаций — они помогут увеличить масштабы обучения лиц старшего возраста:
- Создание программ дополнительного профессионального образования по традиционным отраслям и специальностям для лиц старшего возраста.
- Разработка курсов, направленных на развитие цифровых компетенций в рамках имеющейся традиционной специальности.
- Поиск оптимальных, предпочтительно гибких, форматов. Например, сочетание краткосрочных модулей и долгосрочных программ, направленных на глубокую профессиональную переподготовку.
- Широкое использование онлайн-обучения и разработка специального учебного контента.
- Вовлечение работодателей в разработку образовательных программ, субсидируемых государством, для повышения их маржинальности на рынке образовательных услуг.
«Учет индивидуальных потребностей слушателей позволит вовлечь большее число граждан в процесс переобучения и будет способствовать накоплению активного (положительного) человеческого капитала, обеспечивающего полезную отдачу от инвестиций в него», — резюмируют исследователи.