Как эффективно подготовиться к учебе: специалисты ВШЭ провели онлайн-фестиваль для родителей школьников

Необычный формат работы опробовали исследователи Высшей школы экономики — онлайн-фестиваль «Детство и среда обучения», предназначенный для широкой публики. Эксперты Института образования НИУ ВШЭ в своих докладах подняли темы, которые волнуют многих родителей.

Как эффективно подготовиться к учебе: специалисты ВШЭ провели онлайн-фестиваль для родителей школьников

  • Чем отличаются младшие школьники от дошкольников и подростков?
  • Как можно помочь детям адаптироваться при поступлении в школу и помогать со школьной жизнью в следующих классах?
  • Из чего складывается детское благополучие в начальной школе? На что важно обращать внимание родителям?


В декабре 2022 года эксперты Вышки ответили на эти вопросы в ходе онлайн-фестиваля в рамках исследовательского проекта, посвященного успешности в школе. В фестивале приняли участие ведущие специалисты в области образования, детской психологии и медицины — сотрудники Института образования НИУ ВШЭ Александра Бочавер, Татьяна Канонир, Анастасия Нисская, Диана Ахмеджанова, Мария Новикова и  Роксана Байрамян, а также Елена Божкова из Приморского исследовательского медицинского университета.

Короткие доклады спикеров могут быть полезны для родителей школьников и дошкольников. Слушатели онлайн-фестиваля узнали, в чем особенности и сильные стороны современных детей и чем это может быть полезно родителям; что и кто помогает младшим школьникам быть эффективными и счастливыми; что такое детская самоэффективность и как она связна со школьной успешностью.

Специалисты советуют, на что именно родителям стоит обращать внимание, чтобы обеспечить детское благополучие в начальной школе. Для того чтобы облегчить адаптацию детей при поступлении в школу, предлагается своего рода чек-лист готовности семьи и образовательной организации, затрагиваются и медицинские аспекты адаптации.

Готовность дошкольника к школе складывается из трех компонентов: умственная готовность (речь, память, мышление, навыки), личностная (желания, переживания, навыки общения), волевая (овладение правилами, контроль над импульсами).

Что важно сделать родителям, чей ребенок пойдет в школу:

  • узнать о школе максимально много;
  • разговаривать с ребенком о школе;
  • брать ребенка на предварительные встречи с учителями;
  • знакомиться с семьями, чьи дети будут ходить в тот же класс;
  • обсудить с ребенком бытовые вопросы, например как и где он будут есть, где мыть руки и т.д.;
  • убедиться, что ребенок представляет, что такое продленка;
  • вместе читать детские книги о школьной жизни;
  • сохранять и транслировать позитивный и реалистичный настрой по отношению к школе.

 

Следующие показатели помогут родителям понять, что адаптация к школе идет гладко:

  • у ребенка хороший аппетит, сон и настроение;
  • ребенок испытывает ощущение безопасности и поддержи в школьной среде;
  • проявляет в школе социальную и эмоциональную устойчивость, ощущает свою принадлежность к школьному сообществу;
  • относится к себе как к хорошему ученику, демонстрирует склонность к обучению.


Полная запись онлайн-фестиваля «Детство и среда обучения» выложена в YouTube и доступна для просмотра по ссылке: Детство и среда обучения: онлайн-фестиваль для родителей.