От (не)стабильности к (не)определенности: какой была молодёжь в 2020 году и какой стала в 2022-м
Один из аспектов работы касается представления молодёжи о своём поколении и о жизненном этапе. За последние три года оно сильно изменилось — это показал анализ 26 интервью, которые были взяты у молодых горожан в 2020 году, после начала пандемии коронавируса, а затем в 2022-м. В исследовании принимали участие юноши и девушки 19-25 лет, живущие в Петербурге, получающие образование и выходящие на рынок труда.
В 2020 году участники интервью видели свою биографию как открытый проект, связанный со свободой действий, гибкостью, выборами — ради самореализации. Жизненный курс определялся не размеренной чередой поставленных задач, а возможностью движения. Они отмечали особые условия формирования собственного поколения — «наличествующее социально-экономическое благополучие» и определяли своё поколение как «яркое, творческое, самостоятельное, толерантное», которое рано или поздно будет задавать тон и построит «светлое будущее». В исследовании оно названо «поколением (не)стабильности».
В сентябре 2022 года нарративы тех же людей существенно изменились. «Поколение (не)определенности», — так охарактеризовала Надежда Нартова молодёжь этого периода. К ключевым характеристикам поколения, таким как смелость, яркость, самостоятельность, творческое видение, толерантность, добавились новые: предпочтение своим потребностям, определённый цинизм и вместе с этим солидарность.
Автор исследования выделяет три мировоззренческих типа, сформировавшихся к осени 2022 года: «"отсутствующее" будущее», «"адаптивное" будущее» и «"нормализованное" будущее». Первое — про молодых людей, которые чувствуют мир как радикально неопределенный, а свой проживаемый опыт как утрату. Единственный вариант выстраивания биографии для них — это концентрация на текущем моменте.
Другие молодые люди говорят о существенной трансформации повседневности с ограниченной определенностью, при которой возможно только краткосрочное планирование. Будущее они видит с осторожным оптимизмом как адаптацию к новым условиям; подстроиться можно — через краткосрочное планирование.
Третий тип восприятия характерен для юношей и девушек, на которых внешние обстоятельства практически не повлияли. Сильных изменений в своей жизни они не видят и смотрят вперёд с достаточным оптимизмом. Неопределенность есть, признают они, но это рутинный фон, так что можно продолжать движение «по существующей траектории без конкретных планов». Такое «нормализованное» будущее выглядит как починка временно сломанного настоящего.
Надежда Нартова отмечает, что социально-политические события в России в 2022 году существенно повлияли на формирование молодёжи. Интервьюирование выявило «относительно связные биографическо-поколенческие нарративы», гомогенные в 2020 году и гетерогенные в 2022 году. Результаты, полученные на ограниченных данных, скорее, ставят новые вопросы, чем дают ответы, подчёркивает социолог. Процесс формирования поколения ещё не завершён, а значит динамика нарративов будет меняться. Наблюдение за этим процессом может помочь в оценке влияния исторического и экономического контекста на развитие общества в долгосрочной перспективе.