Общее дело: как вовлечь молодежь в социально полезные инициативы

Ученые из НИУ ВШЭ проанализировали российские платформы «добрых дел» и провели интервью с волонтерами, чтобы узнать, кому свойственен альтруизм и какие факторы побуждают молодежь к безвозмездной помощи.

Общее дело: как вовлечь молодежь в социально полезные инициативы

Вовлечение молодежи в полезные дела — инвестиция в будущее страны, так как это способствует созданию активного и ответственного общества. В условиях современных кризисных явлений в экономике и социуме волонтерство представляет особую практическую значимость, однако исследованию социального активизма уделяется недостаточное внимание. Как выглядят люди, которые готовы безвозмездно помогать другим и что их мотивирует?

На этот вопрос ответила группа ученых НИУ ВШЭ во главе с Павлом Сорокиным в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Исследователи выявили ключевые факторы, формирующие мотивацию активистов к участию в социально полезной деятельности и разработали рекомендации по привлечению молодежи в волонтерство.

Группа ученых провела анализ цифровых следов пользователей крупнейших российских платформ «добрых дел» — LeaderID и Добро.РФ. Результаты исследования первого портала позволили выделить две крайние категории активистов: с одной стороны, волонтерством чаще занимаются взрослые образованные женщины, которые активно организуют мероприятия, а с другой — школьники, которые участвуют в предложенных акциях. Промежуточные группы активистов — это студенты высших учебных заведений и профессионально-технических училищ, они зачастую и выдвигают социальные инициативы, и участвуют в них.

В процессе анализа платформы Добро.РФ было проведено 20 глубинных интервью с опытными волонтерами. Большей частью респондентов стала молодежь — люди в возрасте до 35 лет. Благодаря опросу ученые выявили положительное влияние волонтерской деятельности на формирование социального капитала. Более того, исследователи установили, что участие в волонтерской деятельности способствует увеличению чувства принадлежности к обществу и повышает гражданский потенциал.

На основе изучения двух цифровых платформ ученые пришли к выводу о том, что мотивация волонтеров может разниться — некоторые участвуют в социальных акциях для блага общества, другие же преследуют свою выгоду. Первые проявляют социальный активизм из общественно полезных намерений, вторые же стремятся к личному благу, например, повышению социального статуса.

Исследователи также представили ряд рекомендаций для улучшения качества и популярности социального активизма среди молодежи с помощью профильных федеральных платформ. В них вошли, например, финансовая поддержка социального активизма и улучшение сотрудничества между платформами и образовательными учреждениями.

Таким образом, вовлечение молодежи в полезные дела способствует развитию общества, обучению нового поколения лидерству и ответственности. Изучение, поддержка и развитие этой области положительно влияет и на участников-волонтеров, и на страну — в настоящем и будущем.