Измерения онлайн-образования: разбор ведущих методов оценки качества

В рамках реализации стратегического проекта «Успех с самостоятельность человека в меняющемся мире» были проанализированы ведущие подходы и практики оценки качества цифровых образовательных продуктов в международной перспективе.

Измерения онлайн-образования: разбор ведущих методов оценки качества

За последние несколько лет количество продуктов онлайн-образования на рынке дистанционного обучения резко возросло, особенно в связи с пандемией COVID-19. Согласно оценкам исследователей, в 2022 году суммарная выручка 100 крупнейших компаний EdTech увеличилась на 15–20 % за один год и не собирается останавливаться. Это особенно заметно в сфере дополнительного образования взрослых, которое входит в экосистему непрерывного обучения. Такие результаты связаны с тенденциями рынка труда, спросом на квалифицированных IT- и диджитал-специалистов: программистов и дизайнеров.

Однако у потребителей все чаще возникает вопрос о качестве подобного образования — как понять, что обещания маркетологов оправданы? Вопросом независимой верификацией EdTech-продуктов занялась исследовательская группа НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» под руководством Кирилла Савицкого.

Ученые провели анализ ведущих подходов оценки качества образовательных продуктов в международной перспективе. Их отчет включает обзор научной литературы и коммерческих проектов за последние десять лет. Исследователи сделали акцент на анализе существующих подходов к измерению качества онлайн-образования и конкретных моделей и инструментов оценки. В результате анализа по каждому инструменту ученые выявили основные критерии качества и их индикаторы.

Процесс отбора публикаций по методам оценки качества онлайн-образования происходил в два этапа. На первом этапе ученые выбрали все статьи по запросам «измерение качества», «образовательная оценка», и «онлайн-образование» из Web of Science и Scopus — двух крупнейших мировые баз данных, в которых собраны научные статьи, журналы и другие исследовательские материалы. На втором этапе исследователи проанализировали работы, на которые ссылаются авторы трудов. В итоговую выборку вошли статьи, посвященные более, чем 20 моделям оценки качества образовательных продуктов и программ.

При совместном анализе рамок, используемых для оценки качества онлайн-курсов, исследователи использовали 6 «измерений», базовых категорий качества онлайн-курсов: стратегия на уровне организации, образовательный процесс, технологичность разработки и поддержка студентов, цифровая дидактика и оценивание, экономическая эффективность, планирование и управление, а также удовлетворенность учеников и преподавателей. Такой анализ позволил выявить закономерности формирования моделей.

Фото: Unsplash

На данный момент наиболее популярным инструментом оценки качества для образования является система стандартов Quality Matters — некоммерческой организации, которая разрабатывает стандарты и процессы для оценки качества в онлайн-образовании. Проект создает критерии и инструменты оценки, которые помогают учебным заведениям и преподавателям улучшать качество своих онлайн-курсов.

Программы, которые соответствуют стандартам и критериям Quality Matters, считаются надежными и высококачественными в сфере онлайн-образования. Они обеспечивают эффективность онлайн-обучения для студентов, а также способствуют повышению общего уровня качества образования в интернете. Авторитет организации признают даже те учебные заведения, которые ранее опирались на собственные стандарты оценки качества, например, Университет Южного Миссисипи и Университет Флориды.

Действительно, анализ исследователей НИУ ВШЭ показал, что инструменты оценивания на институциональном уровне позволяют систематизировать лучшие практики в реализации курсов, однако они разработаны для определенных потребностей и требований отдельных вузов и зачастую не релевантны в других образовательных контекстах.

Полученные результаты могут быть использованы для более точной и конкретной формулировки критериев и индикаторов качества дистанционного обучения с учетом российского контекста. Эта работа ведется командой вместе с индустриальным партнером проекта компанией Skillbox — инструменты оценки качества и передовые методики, признанные на уровне страны, являются двигателями развития онлайн-образования. Они направлены не только на всестороннюю оценку качества, но и на поддержку образовательных учреждений и EdTech-компаний в достижении высоких результатов.