Где границы между улучшением и допингом?
Можно ли расширять возможности человека до бесконечности? Понятно, что нет, но границы определяются не только возможностями науки и технологий. Есть и философские, и этические проблемы, и здесь лучше всего подойдет пример спортивного допинга: только когда силы участников соревнования естественно ограничены, игра справедлива и вообще имеет смысл. Такой пример приводит профессор Вышки, директор Центра социологии культуры Института образования Дмитрий Куракин во вступлении к первому тому фундаментального доклада «Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека».
Семитомный доклад выпущен Вышкой накануне Нового года: это детальный разбор перспектив, направлений, конкретных технологий и научных исследований, которые могут обеспечить усиление возможностей человека с самых разных сторон. Своего рода «дорожная карта» стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», в работе над которой участвовали ученые из 21 подразделения НИУ ВШЭ. Первый том, выпущенный под редакцией Дмитрия Куракина, посвящен обзору возможностей, вызовов и рисков самой идеи укрепления человека, в том числе ее философским и этическим аспектам.
Почему тема усиления возможностей каждого стала актуальной именно в последние 15-20 лет? «Возможно, определенную роль сыграло то, что из эпохи великих научных открытий мы вступили в период массовизации изобретений и технологий. Первый полет в космос состоялся более шестидесяти лет назад, с высадки на Луну минуло более полувека, однако и сегодня почти никто не был в космосе или на другой планете, тогда как системы GPS/Глонасс, опирающиеся на большие спутниковые группировки, населяют наши мобильные телефоны, часы и компьютеры», — пишет Дмитрий Куракин.
Ученым предстоит разобраться, действительно ли та или иная технология укрепления человека ведет к улучшению и его жизни, и человечества в целом. Здесь есть немало рисков, если помнить, что «расширение границ человеческого несет особенно тяжелые угрозы, ведь вся сложившаяся и глубоко взаимообусловленная система отношений и институтов человеческого общежития связана с ограничениями человеческой природы». Так, например, система собственности строится на наследовании, которое само по себе — производное смертности человека, напоминает Дмитрий Куракин.
Том состоит из трех разделов: первый посвящен социально-экономическим аспектам технологий укрепления человека, второй — его культурным и эмоциональным основаниям, третий — философско-эстетическим дебатам вокруг этой проблемы. Так, в первом разделе освещаются средства оценки благополучия (well-being) и его метрики, феномен технобедности, существующие подходы к эмпирическому изучению восприятия (принятия и отторжения) технологий укрепления человека. Во втором разделе разбираются новые эмоциональные режимы и терапевтический поворот как ключевые культурные медиаторы восприятия технологий; подробно рассматриваются селф-хелп, терапия и другие low-tech технологии, и отдельно — феномен антиваксерства. В третьем разделе исследователи остановились на обзоре исследовательского поля, генезисе и развития проблемы укрепления человека (в том числе на главной оппозиции: трансгуманизм vs. биоконсерватизм), на влияние технологий на моральное поведение человека и его ментальные состояния. В том числе — здесь возможны новые взгляды на такой хорошо изученный и осмысленный институт, как образование.