Одними из ключевых характеристик современного мира является стихийность, неопределенность и скорость происходящих процессов. При этом возможности индивидуального действия становятся более значимыми для решения задач повышения индивидуального и общественного благополучия. Это выносит на первый план задачу понимания того, каким образом индивидуальная деятельность может поддерживать и развивать структуры в различных сферах общественной жизни. Из этого вытекает и другая задача – «укрепить» человека, обеспечив его возможностью успешного и самостоятельного бытия в условиях неопределенности и гибкости. Каких рисков при этом необходимо избежать? Какие философские, этические и социологические подходы позволяют оценить эффекты технологий укрепления человека? Как определить границы самостоятельного укрепления человека? Поговорим об этом на симпозиуме.

Вопросы для обсуждения:

  • В каких ключевых сферах и конкретных ситуациях наиболее важна способность к самостоятельному индивидуальному действию? Какие из них новые?
  • Как технологии human enhancement могут помочь человеку справиться с новыми вызовами?
  • С какими барьерами может столкнуться распространение технологий укрепления человека?
  • Каковы культурные механизмы, стоящие за восприятием human enhancement?
  • Каковы этические и философские аспекты распространения технологий укрепления человека?
  • Какие ресурсы необходимы для сохранения устойчивости и какие действия нужны по поддержке психологического благополучия в условиях неопределённости?
  • Какие качества личности могут обеспечить поддержание психологического благополучия?
  • Можно ли противостоять влиянию дезинформации и медиа? В чем заключается психологическая устойчивость к восприятию дезинформации?

Симпозиум организован совместно с университетами партнерами: Национальным исследовательским Томским государственным университетом, Уральским федеральным университетом им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Тюменским государственным университетом.

Первый день симпозиума 24 октября состоится на площадке Томского государственного университета в рамках международного конгресса «Язык, культура и технологические транзиты: новые грани человеческого».

Программа

  • 24 ОКТЯБРЯ 2022 ГОДА
  • 25 ОКТЯБРЯ 2022 ГОДА

Конференц-зал жилищного комплекса «Маяк», г. Томск, ул. Иванова, 22

Онлайн-участие на платформе Zoom
Идентификатор конференции: 835 3360 7917
Код доступа: 116397

13:15 – 14:30 (мск)

Проактивное действие как теоретическая и практическая проблема: подходы и решения в российском образовании

Проблематика самостоятельности является одной из центральных в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Это связано с тем, что, как показывает уже имеющийся задел в виде результатов исследований, одной из ключевых особенностей современного мира становится новое требование к человеку, связанное с необходимостью проявлять «самостоятельность» в широком круге контекстов (в образовании, на работе, в семейной жизни и др.). Представление о человеке, как о феномене, детерминированном внешними по отношению к нему силами (например, фактор классового происхождения, требования рабочего места или «естественные» закономерности работы мозга), становится все менее актуальным в ситуации радикальных и слабо предсказуемых изменений в мире и недостаточно отвечает практическим задачам совершенствования как человека, так и мира вокруг. Между тем, именно такое представление о человеке пронизывает так называемый мейнстрим научного знания в социальных науках последние десятилетия.

Модератор:

  • Сорокин Павел Сергеевич, заведующий лабораторией исследований человеческого потенциала и образования, центра развития навыков и профессионального образования Института образования, НИУ ВШЭ

Участники:

  • Сухушина Елена Валерьевна, декан философского факультета ТГУ
  • Федина Людмила Викторовна, заместитель директора по научной работе Института психологии и педагогики ТюмГУ
  • Корешникова Юлия Николаевна, научный сотрудник лаборатории исследований человеческого потенциала и образования, центра развития навыков и профессионального образования Института образования, НИУ ВШЭ
  • Обухов Алексей Сергеевич, доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ
  • Гошин Михаил Евгеньевич, доцент департамента образовательных программ, научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ

г. Москва, пер. Потаповский, д. 16 стр. 10 (Институт образования)

Онлайн-участие на платформе Zoom
Идентификатор конференции: 838 2700 1795
Код доступа: 123456

10:00 – 10:30

Сбор участников. Приветственный кофе


10:30 – 11:00

Приветственное слово

  • Терентьев Евгений Андреевич, директор Института образования
  • Фрумин Исак Давидович, главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, член управляющего комитета СП-1 (по видеосвязи)

11:00 – 12:30

Специальный круглый стол:
Лонгитюдное исследование «Образовательное поведение и успешность студентов университетов Российской Федерации»

На круглом столе участники обсудят опыт организации и проведения лонгитюдного исследования среди первокурсников 4-х направлений подготовки: компьютерные науки, инженерия, естественные и гуманитарные науки, а также дальнейшие шаги по реализации исследования. Участники расскажут о первых впечатлениях, полученных в ходе эксплораторного этапа лонгитюдного исследования - интервью со студентами.

Модератор:

  • Груздев Иван Андреевич, руководитель центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ

Участники:

  • Дремова Оксана Викторовна, младший научный сотрудник центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ
  • Шмелева Евгения Дмитриевна, научный сотрудник центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ
  • Ефимов Дмитрий Борисович, ведущий аналитик центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ
  • Абрамова Мария Олеговна, директор Центра непрерывного педагогического образования ТГУ
  • Маркова Лариса Леонидовна, начальник Отдела мониторинга качества образования СВФУ
  • Звонцов Александр Викторович, начальник управления развития цифровой образовательной среды ЛЭТИ
  • Лаас Роман Александрович, директор Института развития инженерного образования ТПУ
  • Мартынова Ольга Вячеславовна, заведующая Центром сопровождения образовательных проектов ИПОТ КФУ
  • Дегтяренко Ксения Андреевна, заместитель руководителя Института образования и гуманитарных наук БФУ им. И. Канта
  • Коломийчук Ирина Александровна, эксперт офиса трансформации ТюмГУ

12:30 – 13:00

Кофе-брейк


13:00 – 15:00

Сессия «Благополучие человека в условиях меняющегося мира»

Во второй половине XX в., в связи с ростом интереса к психологическому здоровью, были разработаны специфические психологические критерии здоровья. Это привело к оформлению целого направления исследования различных аспектов здоровья, психологического здоровья и психологического благополучия. Одним из вопросов, на которые предпринимались попытки ответить ученые, был о соотношении объективного и субъективного благополучия, месте психологического благополучия в структуре личности. Сессия будет посвящена рассмотрению совокупностей объективных характеристик жизнедеятельности человека и его субъективного состояния, обеспечивающих и являющихся результатом максимального удовлетворения собственных потребностей в разных сферах.

Модератор:

  • Дорогина Ольга Ивановна, канд. психол. наук, доцент кафедры клинической психологии и психофизиологии Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия, Екатеринбург)

Участники:

Самоорганизация как личностный ресурс благополучия студентов в условиях онлайн-обучения
  • Кухтерина Галина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета (Россия, Тюмень)
  • Соловьева Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета (Россия, Тюмень)
Дискурсивные маркеры достоверности информации в медиа дискурсе: о создании чат-бота в телеграм-канале
  • Ермоленко Светлана Владимировна, кандидат филол.наук, зав.кафедрой русского языка как иностранного ТГУ
Активизация самотрансценденции личности – залог успешного старения
  • Зиннатова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия, Екатеринбург)
Благополучие различных категорий работающего населения в условиях трансформации сферы труда
  • Коропец Ольга Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом и психологии Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия, Екатеринбург)
  • Федорова Алена Эдуардовна, кандидат. экономических наук, доцент кафедры управления персоналом и психологии Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия, Екатеринбург)
  • Шкурин Денис Вадимович, кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия, Екатеринбург)
Ресурсы психологического благополучия людей пожилого возраста
  • Дорогина Ольга Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психофизиологии Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия, Екатеринбург)
  • Борисов Георгий Игоревич, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Россия, Екатеринбург)

15:00 – 16:00

Обед


г. Москва, ул.Мясницкая, д. 20 ауд. 301

Онлайн-участие на платформе Webinar

16:00 – 18:00

Пленарный доклад: Философско-этические, культурно-эмоциональные, и социологические аспекты human enhancement

С участием научного руководителя НИУ ВШЭ Я.И. Кузьминова, проректора НИУ ВШЭ Л.Н. Овчаровой.

Модератор:

  • Терентьев Евгений Андреевич, директор Института образования НИУ ВШЭ

Докладчики:

  • Куракин Дмитрий Юрьевич, директор Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ
  • Синявская Оксана Вячеславовна, заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ
  • Терёшина Дарья Витальевна, научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ
  • Шевченко Сергей Юрьевич, старший научный сотрудник Институт философии РАН

Зарегистрироваться на симпозиум

Контакты

Корешникова Юлия Николаевна

научный сотрудник Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ

koreshnikova@hse.ru
+79269338909